Ветхий Завет – это прежде всего история Израиля, избранного Богом народа, с которым Он выстраивал особые отношения, который обучал и защищал, вскармливал и лелеял, а порой и наказывал, совсем как любящий отец обходится с единственным сыном. У народа, как и у человека, бывает свое рождение – и как первая книга Ветхого Завета, Бытие, говорит о происхождении всего мира и о жизни предков израильтян, так его вторая книга, Исход, говорит о рождении этого избранного народа.

Был и человек, принимавший роды – это величайший пророк Израиля по имени Моисей. Он вывел из Египта толпу перепуганных рабов, которой было суждено стать народом. Многие вожди и революционеры стремились к тому же, но немногим это удавалось. И прежде, чем рассказать об истории самого Исхода, книга Исход рассказывает о судьбе Моисея.

Юность Моисея
Сандро Боттичелли (Botticelli), (1445—1510). Юность Моисея. Фреска Сикстинской капеллы - cюжет фрески взят из Библии, книга Исход, и повествует о жизни Моисея. Фреска состоит из 7 сцен из жизни Моисея - от убийства египтянина до выхода их Египта еврейского народа

Итак, в конце жизни Иакова все его семейство спаслось от голода в Египте, где его сын Иосиф стал вторым человеком после фараона. Но часто бывает так, что решение одной проблемы приводит к еще большей проблеме – так случилось и с потомками Иакова, евреями. Через некоторое время они оказались в Египте на положении рабов, да и само их существование оказалось под вопросом.

Фараон, озабоченный ростом численности евреев, издал указ, согласно которому следовало убивать всех новорожденных мальчиков. Этнические чистки были хорошо известны и в древнем мире, но обычно убивали только взрослых мужчин, а неспособных к активному сопротивлению женщин и детей просто продавали в рабство, где уже никого не интересовала их племенная принадлежность. Так что фараон на этот раз превзошел пределы обычной для древних жестокости. Исполнение приказа было возложено на тех, кто помогал появлению новой жизни – на акушерок.

Они не исполняли жестокого приказа, и тогда фараон приказал бросать новорожденных в реку. Мать одного младенца поступила по-своему: осмолила корзинку и пустила малыша по реке, а старшая сестра наблюдала, куда попадет братик. Вышло так, что его подобрала дочь египетского фараона, и тогда сестра предложила привести кормилицу-еврейку. Надо ли говорить, что ей оказалась родная мать ребенка! Царевна назвала его Моисеем, потому что на древнееврейском это слово созвучно глаголу «вынимать» (из воды).

Люди часто спрашивают: почему Бог допускает столько зла в этом мире? На это богословы обычно отвечают: Он слишком уважает человеческую свободу, чтобы не давать человеку творить зло. Мог бы Он сделать еврейских младенцев непотопляемыми или научить их дышать под водой? Мог. Но тогда фараон приказал бы казнить их другим способом… Нет, Бог действует иначе: он даже зло может обратить во благо. Не отправься Моисей в свое плавание, он так бы и оставался безвестным рабом. Но он вырос при дворце, приобрел умения и знания, которые пригодились ему позднее, когда он освободит и возглавит свой народ. Ему придется говорить с египетским царем, и это едва ли бы получилось у него, если бы он не знал всех ходов и выходов, всех правил поведения и обычаев, если бы не был когда-то своим при дворце.

Моисей был воспитан во дворце, но не забыл о страданиях своего народа. Став взрослым, он пошел по пути всех революционеров и начал с террора: увидев, как один из египетских надсмотрщиков избивает раба-еврея, он просто убил его. Но уже на следующий день оказалось, что зло не истребляется так просто. На сей раз Моисею. попался на глаза еврей, которого избивал соплеменник, и на все упреки Моисея тот ответил: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?» Оказалось, что граница между добром и злом не совпадает с границей между народами или социальными слоями.

Тогда Моисей, опасаясь преследования за убийство, бежал в пустынный Мадиам, к востоку от Египта. Как можно освободить этих несчастных, если они сами угнетают друг друга? Как привить им любовь к свободе, как организовать их, направить их волю на борьбу, чем их, наконец, вооружить? Моисей не задавался этими вопросами, как революционеры более поздних времен, он зажил тихой жизнью бедуина, которой жили его предки Авраам, Исаак и Иаков. Он женился на местной девушке Сепфоре и пас скот. Еще не раз в истории Израиля Бог призовет Свой народ к свободе устами простых пастухов и земледельцев, не обремененных грузом изысканной городской цивилизации.

Кстати, Моисей вовсе не был националистом: он не только вырос при египетском дворе, но и женился на иноземке. А его тесть Иофор и вовсе был местным жрецом, надо полагать, языческим – и тем не менее Моисей жил с ним в ладу и даже прислушивался к его советам. Если хочешь помочь своему народу, не стоит начинать с презрения к народам другим – лучше поучиться у них чему-нибудь полезному.

Но на этом бы и закончилась история Моисея, если бы не призыв свыше. Библия описывает это так: Моисей пас скот около горы Хорив (имя Синай, видимо, относится к той же горе), и вдруг увидел, как горит, не сгорая, терновый куст. По-славянски этот куст называют «неопалимая купина», и он символизирует схождение Бога в сотворенный Им мир: Бог есть «огнь поядающий», но, приходя в этот мир, Он не сжигает, а преобразует его. Не случайно «неопалимой купиной» впоследствии называли одну из икон Богородицы, носившей во чреве Христа.

Бог отправил Моисея к фараону, чтобы тот отпустил народ Израиля, но Моисей прекрасно осознавал, что эта задача ему не по силам. Он не был речист, да и с какой стати фараон станет его слушать? Но Бог ответил ему: «Я буду с тобой». Тогда Моисей спросил у Бога Его имя – ведь невозможно говорить от имени того, чье имя тебе неизвестно. Бог ответил ему: «Я Тот, Кто Я есть». Простота этой фразы смущала многих переводчиков, и они с древних времен передавали ее как «Я Сущий» или «Я Вечный», но это не совсем точно. Единственное, что по настоящему важно – реальное присутствие Бога в жизни людей, а не слово, которым они будут Его называть.

А на помощь неречистому Моисею Бог призвал его младшего брата Аарона, он говорил куда лучше. Как удивительно: Бог призывает того, кто явно не может справиться сам, и Бог при этом не наделяет его какими-то сверхспособностями, а отправляет на поиски брата. Он ведь тоже не справится без тебя!

Впрочем, только ли брат? Некогда повивальная бабка и мать сохранили младенцу Моисею жизнь. Египетская царевна подобрала его, а благодаря заботам сестры, он смог питаться материнским молоком. С самых первых его дней величайшего пророка спасали от гибели женщины. А когда он отправился обратно в Египет вместе со всей своей семьей, снова оказался на волосок от смерти. Господь решил наказать его за грубое нарушение заповеди, данной еще Аврааму: сын Моисея все еще не был обрезан! Возможно, так Он хотел показать Моисею, что Его заповедями нельзя пренебрегать, или хотел вытеснить в его душе страх перед фараоном страхом перед Тем, кто выше фараона. В любом случае, спасла положение его жена Сепфора. Она действовала инстинктивно, как и свойственно женщинам в минуту опасности: схватила кремневый ножи и сделала обрезание сыну (единственный раз во всей Библии это сделала женщина!).

Конечно, герои Библии жили в мире, где женщины и помыслить не могли о юридическом равенстве с мужчинами. Но в Священной Истории они играют ничуть не меньшую роль. Как Евангелие начинается с согласия Марии стать матерью Христа, и этот простой, неприметный подвиг юной Девушки становится самым основанием всей евангельской истории, так и Моисея не было бы без женщин, стоявших рядом с ним.

А потом был Исход… но это уже особая история!

0
0
Сохранить
Поделиться: