Вот уже восьмой год на Валаам приезжают волонтеры — возрождать святую обитель. Некоторые из них по окончании заезда остаются жить и трудиться на острове. Что побуждает этих молодых людей оставить работу, друзей, родных и полностью изменить свою жизнь? Чтобы это узнать, я поехала в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в качестве волонтера.

На Финляндском вокзале в Петербурге, возле первой кассы понемногу собираются волонтеры. Здесь и женщина пенсионного возраста, и подтянутый мужчина в костюме хаки, по виду военный, и несколько студенток, и молодая пара.

Волонтером на Валаам

Волонтеры стали приезжать в монастырь, начиная с 2005 года. Чтобы возродить сельское хозяйство, отреставрировать постройки, помочь в устройстве быта. Пятьдесят лет Северный Афон — так еще называют Валаамский монастырь — находился в запустении. Во времена советской власти в монастырских зданиях в разное время находились школа боцманов, рыбный комбинат, дом инвалидов войны, труда и детства, природно-архитектурный музей-заповедник, поселок Валаам (по-прежнему располагается в стенах Валаамской обители). Здесь не звонили колокола, не звучала иноческая молитва, пришло в упадок сельское хозяйство. Монахи вернулись на остров только 1989 году. По мере восстановления монастыря, работы не убавлялось, а становилось все больше. Нужны были рабочие руки. И на приглашение монастыря откликнулись добровольцы из России, Украины, Белоруссии, Европы, США. Первые волонтеры жили не в лучших условиях. Помещения плохо отапливались, не было горячей воды, электричества. Но многие из волонтеров оставались на несколько заездов и вновь приезжали на следующий год.

Ольга

Ольга приехала на Валаам в 2007 году. После этого возвращалась каждое лето, а по возможности и в другое время года, сейчас она два года живет на Валааме, ведет экскурсии для паломников и участвует в организации движения «Волонтером на остров Валаам» (www.volonter.valaam.ru). Благодаря нашей переписке, я полюбила Валаам еще до своего приезда на этот остров. «На причале нас встречал монах Георгий, — инициатор волонтерского движения, — писала мне Ольга о своем первом волонтерском опыте, — Встречал как родных. Со следующего дня началась волонтерская жизнь — прополка на полях, сбор сена, мужчины кололи дрова, женщины собирали поленницы, мы собирали смородину, варили варенье, заготавливали веники для бани.

За три недели нам удалось побывать и на дальних скитах, куда паломников приглашают только по праздникам, и на тихих, уединенных сенокосах, окруженных лесом. Мы близко познакомились с трудовой жизнью обители, с той жизнью, которую не успевают увидеть туристы и богомольцы, приезжающие на праздники. Благодаря искренности и вере монаха Георгия многие из нас стали ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Жизнь очень многих переменилась. В то лето отец Георгий трагически погиб, но его молитва и его любовь до сих пор с нами. И дело его живо. С каждым годом все больше людей узнает о волонтерском движении, приезжают люди со всех концов России, из ближнего и дальнего зарубежья. Часто едут просто за впечатлениями, а уезжают духовно обогащенными.

На первый взгляд монастырь может показаться слишком строгим — нужно ходить в юбке и платке, того нельзя делать, этого нельзя. Но пожив здесь некоторое время, понимаешь, как много здесь любви. Валаам всех примиряет, независимо от возраста, пола, вероисповедания. Люди становятся терпимее друг к другу, добрее». Забегая наперед, скажу, что мне так и не удалось послушать экскурсию, которую ведет Ольга. Возможно, в следующий раз.

Волонтеры

Электричкой мы едем до Приозерска, где нас встречает монастырский корабль «Святитель Николай». Сгружаем рюкзаки на палубу, сами располагаемся на кариматах и сидушках. Предстоит пять часов пути, есть время для знакомства.

Волонтером на Валаам
Одна из форм послушания — ведение экскурсий для туристов

«Я решила приехать на Валаам волонтером после прочтения книги “Несвятые святые” Архимандрита Тихона, — рассказывает Ольга из Харькова, — Мне захотелось пожить в монастыре, увидеть жизнь обители изнутри».

«А я ищу себя, — делится Наталья из Тюмени, — Недавно я переехала из своего города в Петербург. Мой отъезд никто не понял, говорили, что можно устроить свою жизнь и в Тюмени. А мне хотелось познать этот мир, найти свое место в нем. Возможно, на Валааме я смогу найти ответы на свои вопросы».

Валентину из Подмосковья привела на остров личная трагедия.

«Год назад у меня умер сын. И жизнь утратила смысл. Родные, близкие утешали, но это не помогало. Я чувствовала, что они не могут понять меру моего горя. От их участия становилось еще хуже. Я что-то делала, с кем-то общалась, но внутри была пустота. Из депрессии помогла выйти дочка, которая на тот момент была верующей. Она отправила меня в Иерусалим. Путешествуя по святым местам, я увидела икону Божией Матери с ножом, вонзенным в сердце. Ее сын был распят на кресте, и Она со смирением смогла это принять. И только в сердце осталась незаживающая рана… Я смотрела на икону и рыдала. После этого почувствовала облегчение. На Валаам меня также отправила дочка. Я даже не совсем представляю, куда еду».

Влад

Такое чувство, что мы плывем целую вечность. Солнце, так ласково гревшее вначале пути, прячется за тучи. Ветер пронизывает до костей, но укрыться особо негде. Мы устали и мечтаем поскорее ступить на сушу. И Валаам представляется самым желанным местом на земле. Когда корабль заходит в Монастырскую бухту, мы не можем сдержать возгласов радости и восхищения. Карельская природа поражает своей суровой, северной красотой. Нас окружают скалистые берега, покрытые мхом и вековыми соснами. Впереди виднеются купола Спасо-Преображенского собора.

На причале нас встречает Влад. Он уже третий сезон живет здесь, на острове и работает с волонтерами. До своего приезда на остров он и не подозревал, что будет жить в монастыре.

Волонтером на Валаам

«В Бога я верил с детства, но в храм не ходил, — делится Влад. — Мне было скучно стоять на службе, я не понимал, зачем это нужно. Волонтером на Валаам приехал вслед за сестрой, а через год, после окончания колледжа, вернулся, чтобы подработать рыбной ловлей. Но Богу было угодно другое — мне предложили стать руководителем волонтеров. До этого я никогда не занимался организаторской работой, даже избегал ее. По натуре я — человек замкнутый, молчаливый. А здесь надо было постоянно общаться с людьми. Но я решил попробовать. Думал, останусь на год, а живу уже три. Каждый раз говорю себе — все, сезон закончится, и уеду. И остаюсь». Влад признается, что за эти годы изменился — стал более открытым, общительным. А еще почувствовал страх Божий: «Страшно не потому, что Он меня покарает, страшно Его обидеть своим поступком».

Ксения

Вечером, после ужина, нас, новеньких, встречает группа волонтеров, среди которых Ксения. Девушка проводит нам краткую экскурсию по монастырю. Рассказывает о каждом здании, о дальних скитах, о том, где можно погулять после рабочего дня. По узкой лестнице мы спускаемся к воде, где находится часовня и живописный вид на Монастырскую бухту. Я узнаю, что Ксения живет на острове с сентября месяца. Она приехала сюда на месяц, участвовать в экопрограмме, и осталась.

«Мне хотелось делать в жизни что-то нужное, а не просто отрабатывать положенные часы на работе и получать за это деньги. Я чувствовала бессмысленность своей работы и уволилась. После чего узнала о Валааме и приехала на остров, — рассказывает Ксения, — Здесь я пошла на свою первую исповедь. Долго не могла решиться, страшно было открыть Богу свои мысли. Сейчас я исповедуюсь и причащаюсь каждую неделю. Таинства помогают быть собранной, сосредоточенной. В городе было легко кого-то обидеть. Не специально, а между делом, не следя за тем, что говоришь. А после исповеди стараешься в каждом человеке видеть образ Божий. Вначале духовного пути Бог дает силы. Мне было легко вставать в пять утра на службу, поститься. На Великий пост мы с друзьями ничего не ели первых два дня. Трижды в день ходили в храм на службы. Я заметила, что после сорока дней поста, когда нет ограничений, легко расслабиться, сосредоточенность уходит. Нужно следить за собой постоянно. Также мой приход к Богу — это не только постоянное соблюдение себя от греха и покаяние, но еще и радость, постоянное ощущение Божьей милости и милосердия.

Очень понравилось здесь на Рождество. В храме стояли живые елки, пахло хвоей, горели свечи. Было, как в сказке. Многие паломники приехали ради этого праздника. Почему я здесь? Мне хочется жить осмысленной жизнью, чтобы каждый день был прожит не зря. Здесь я просыпаюсь с этим ощущением. Не знаю, что будет со мной дальше, но в любом случае время, проведенное на Валааме — это огромный духовный опыт».

Послушания

Утром мы узнаем свои послушания на этот день. Кого-то отправляют перебирать картошку, кого-то на ферму, кого-то в дальний скит. Помимо главного монастырского корпуса и Спасо-Преображенского собора, на острове действуют скиты. Там в особом уединении живут монахи. В некоторые скиты доступ паломников ограничен. Например, скит Всех Святых женщинам можно посетить только один день в году. Скиты находятся в живописных бухтах и на островах Валаамского архипелага. Многие из волонтеров хотят работать в скитах, где можно прикоснуться к той жизни, которой живут монахи, почувствовать благодать намоленного места.

С несколькими девушками мы едем во Владимирский скит высаживать клумбу. Я очень рада такому послушанию. Владимирский скит со всех сторон окружен лесом. Здесь нет паломников и стоит какая-то особенная тишина. Вооружаемся садовыми инструментами и начинаем высаживать цветы. «Легко работать во славу Божию» — говорит кто-то из волонтеров. И правда — время пролетает незаметно. А перед отъездом нас для подкрепления угощают вкусными монастырскими пирожками.

Волонтером на Валаам

На следующий день меня отправляют сажать капусту. На эту работу брошена половина волонтерского состава. Работа идет бодро, оживленно. К концу дня вся рассада высажена.

Перед отъездом я работаю на ферме. Там я знакомлюсь с послушником Алексеем, который более десяти лет пасет здесь коров. Он играет животным на флейте и знает их всех по именам. Отзывается о них с такой любовью, словно это не коровы, а родные люди. Пасти коров — целая наука. Стоит на минуту отвлечься, и они разбредаются по окрестностям. Собирай их потом по всему лесу. «Сегодня на Коневском скиту всю клубнику съели», — сокрушается Алексей. Ему помогает шустрый парень по имени Антон. Я узнаю, что Антон — сирота и что его дом — это монастырь. «Мое детство прошло в интернате, — рассказывает он, — К Богу пришел после того, как попал в аварию, и выжил. В 2008 году я впервые приехал на Валаам. Жил здесь почти год. Монастырь изменил меня, я бросил пить, стал к людям относиться по-доброму. У меня нет своего дома, я живу по разным монастырям, тружусь во славу Божию. Заплатят — хорошо. Нет — и на том спасибо. Мечтаю о своем доме и о семье». Коровы сами поворачивают к ферме, и Антон идет за ними вслед. А я возвращаюсь к своему послушанию.

Отец Иосиф

Вечер. Мы, словно школьники, сидим на стульях в классе местной школы. Сегодня наш учитель — отец Иосиф. В течение двух часов он будет отвечать на наши вопросы. Девушка, сидящая передо мной, задает первый вопрос:

— Объясните смысл Евангельского отрывка, где прокаженный просит: «Господи, если хочешь, очисти меня».

— В Святом Писании мы встречаемся с двумя похожими вопросами, — говорит отец Иосиф. — Один исходит от Спасителя: «Хочешь ли быть очищен?», а другой — от человека: «Очисти меня». Взаимоотношения между человеком и Богом — это диалог. Благодать у Бога нельзя ни купить, ни украсть. Ее можно только вымолить. В свою очередь Бог ничто не может дать человеку насильно. От нас требуется участие в деле нашего исцеления и спасения. Требуется наше согласие. Человек не является неким безвольным объектом, он — активный участник своего исцеления. Но чтобы чудо совершилось, необходимо, чтобы Господь милостиво простер Свою руку и сделал то, что только Ему возможно».

Валентина просит объяснить выражение «Гневайтесь не согрешая».

— Переживать те или иные эмоциональные состояния является неотъемлемой частью того, что означает «быть человеком». Наши эмоции, когда они свободны от греховной страстности, это неотъемлемая часть того образа Божия, каким мы были созданы, — отвечает отец Иосиф. — В Священном Писании, преимущественно в Священном Писании Ветхого Завета, мы неоднократно сталкиваемся с ситуацией, когда Бог гневается. Свой гнев Он проявляет через слова, которые открывает пророкам, а также через Свои действия. Но гнев может быть разный. Он может являться свидетельством о вашей вере, защищать вашу веру, или быть направлен на спасение того человека (даже если это выражается в резкой форме), на которого вы гневаетесь. Так вы гневаетесь, не согрешая. Если же ваш гнев вызван уязвленным самолюбием, если к нему примешивается чувство осуждения, то вы присваиваете себе право, принадлежащее одному Богу — судить других. Тогда гнев является грехом.

Звучит следующий вопрос: «Что делать, если после совершения плохого поступка я чувствую уныние?»

— Святым отцам принадлежит выражение: «Православная жизнь — это жизнь не от взлета ко взлету, а от падения к падению», — отвечает отец Иосиф. —  Совершив тот или иной грех, мы должны понимать, что Божие милосердие, Божия любовь больше этого греха. И это понимание, эта вера позволяет не ощущать себя отверженными от Бога, а стремиться восполнить ту пропасть, которая возникла. Для этого существует покаяние, исповедь. Уныние — показатель гордыни. Это значит, что ваше «я» вы поставили выше милосердия Божия.

Вопросы не иссякают. И вместо двух часов беседа продолжается все три.

Раз в неделю волонтеры собираются на такие духовные беседы, которые вот уже больше года ведет отец Иосиф. Свое служение Богу он видит в служении людям.

«Господь призвал меня служить не только в монашеском чине, но и в сане священника, — говорит монах, — И мой долг — найти тех людей, которые ищут Бога. Рассказать им о Христовой любви, о Божьем милосердии, прощении, такими словами, которые будут для них понятны. Среди волонтеров много ищущих людей. Их вопросы касаются основ христианской жизни. Я надеюсь, что зерно, брошенное во время бесед, прорастет. За время своего служения я понял, что люди намного лучше тех поступков, которые они совершают. Часто их образ жизни обусловлен той средой, в которой они родились и живут. И слушая рассказы о том, как уязвим человек ко греху, исполняешься благодарностью к Богу. За то, что он каждого, в том числе и меня, терпит со всеми немощами и грехами».

Итоги

«Можно ли в городе, среди суеты, ощущать присутствие Бога?» — спрашиваю я у отца Иосифа.

«Бог близок человеческой душе, независимо того, где человек живет. Чтобы почувствовать Бога, не нужно убегать от себя, от своих жизненных обстоятельств. Господа можно найти и в тех условиях, в которых вы живете. Искать нужно не вовне, а внутри себя».

И все же Валаам — то место, где, вдали от городского шума, легче сосредоточиться на своей духовной жизни. Посмотреть на нее со стороны и сделать первый шаг — навстречу Богу.

…Я ехала на остров почувствовать близость Бога, и поняла, насколько я своими мыслями, поступками, образом жизни, нахожусь от Него далеко. На острове дни проходят в труде и молитве. В городе можно оправдать свое желание еще часок поспать утром, невнимательность к ближнему (я же занята важными делами!), элементарную лень, которая маскируется под усталость (я столько сегодня поработала, нужно отдохнуть), а здесь этого сделать не получается. Ты словно стоишь перед Богом, и он не осуждает, не наказывает, а смотрит на тебя с любовью, и ждет, какой выбор ты сделаешь. И от осознания своей греховности хочется прийти в храм и молить: «Господи, помилуй!». Внутренняя борьба требует больших сил. Все те волонтеры, которые остались жить на острове, выбрали эту борьбу с собой.

Я пыталась найти какие-то сложные причины, по которой волонтеры остаются на Валааме. А сейчас думаю, что есть только одна причина — это воля Господа. Просто ты приходишь к Богу, и понимаешь — вот он, твой путь. И уже не можешь жить иначе…

Об этом метко сказала Ксения: «Я думала, что приеду на святое место, исповедаюсь, помолюсь, и все мои вопросы разрешатся, духовный поиск закончится. А на самом деле он только начинается».