Следовать традиции значит отдавать свои голоса самой загадочной партии — партии наших предков». Это меткое замечание известного христианского писателя Гилберта Кийта Честертона для нашей страны, пожалуй, актуально вдвойне. В том смысле, что загадочными наши предки выглядят не только потому, что в силу очевидных обстоятельств мы не можем так просто узнать их мнение по тому или иному острому вопросу, но и потому, что в  течение семи десятилетий память об их образе мысли и жизненном укладе старательно вымывалась из голов людей мощной пропагандистской машиной. Неудивительно, что словосочетание «традиционные ценности» у многих сегодня вызывает ассоциации лишь с сарафанами, бородами и пыльными музейными экспонатами.
Между тем, если побороть в себе снисходительное отношение к «преданьям старины глубокой» и  посмотреть на забытые (или почти забытые) традиции с точки зрения их прагматической пользы, то мы сильно удивимся. Значительная часть вопросов, над которыми бьются эксперты модных психологичесих, женских и мужских журналов, оказывается, были прекрасно разрешены нашими предками. Как преодолеть ссоры в семье, найти общий язык с собственным ребенком, правильно организовать отдых или заняться саморазвитием? За абстрактными для многих «традиционными ценностями» скрываются конкретные механизмы организации жизни — личной, семейной, общественной.  Причем механизмы, во-первых, не устаревающие, и во-вторых, зачастую жизнен­­но необходимые.  Последнее утверждение звучит громко, скажете вы? Ведь традиции — не хлеб и вода и без них можно жить вполне сносно, что и доказывает опыт последних десятилетий? А мы ответим, что опыт последних десятилетий доказывает другое.
На тех местах, где прежние традиции были с корнем вырваны, начали появляться новые ростки — пусть иногда болезненные и неказистые. Мы придумываем маленькие семейные ритуалы типа совместного просмотра телевизора вечером, дарим подарки любимым на день Св. Валентина, каждый год 31 декабря ходим в баню, а потом включаем известный новогодний фильм про этот же обычай, а еще запускаем фейерверки в китайский новый год и так далее. Можно спорить о пользе и моральной стороне всего перечисленного. Однако мы не можем отрицать самой жажды, с которой люди ищут того, что может их объединить, сделать повседневность не такой бессмысленной, а погоду в доме не такой холодной. И беда в том, что эту жажду мы стараемся утолить зачастую только за счет изобретения или заимствования новых традиций, считая все старое по определению беспомощным в наш продвинутый век. Но не играет ли такой радикализм с нами злую шутку? Ведь мысль Честертона можно уверенно продолжить: никакая другая партия не думает так много о судьбе собственных потомков, как загадочная партия наших предков.

Смотрите также:

17 добрых традиций из прошлого

По какому поводу живем?

Папа идет обниматься

 

0
0
Сохранить
Поделиться: