В своей новой статье Сергей Худиев отвечает на вопрос, почему гневный человек пассивен и управляем, а кроткий - свободен и радостен.
Восьмым в перечислении плодов Святого Духа (Гал 5:22) названа кротость. Словарь греческого языка передает соответствующее слово как «кротость, мягкость, ласковость, сдержанность, спокойствие». Кротость, как и смирение, «ни на кого не гневается и ни кого не прогневляет».
Господь говорит в нагорной проповеди, что кроткие наследуют землю — и это цитата из псалма: «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс.36:8-11)
Что же такое кротость? Это добродетель, противоположная ярости и гневу. Такое определение может показаться странным, ведь добродетель — это наличие, а не отсутствие.
Гнев и ярость создают иллюзию активности, действенности, живости — а в их отсутствии люди часто видят какую-то пассивность.
Но в реальности —это так и с другими страстями — именно гневающийся пассивен, он является страдательным, а не действующим лицом. Что-то или кто-то раздражает, или, как иногда говорят более откровенно, «бесит» его, и он бесится. Его поведение продиктовано внешними раздражителями. Его можно дернуть за веревочку — и получить предсказуемый результат. Его поведение находится под контролем внешних по отношению к нему людей и сил.
Это легко видеть — бывает, что люди полны ярости и негодования, они выкрикивают гневные лозунги и ругательства в адрес своих врагов, и заметно, что вся их жизнь порабощена, занята эти врагами.
Они не могут заняться чем-нибудь полезным или подумать о чем-нибудь хорошем. Как только они начинают говорить, они говорят о них — проклятых, коварных, подлых врагах. Даже когда они молчат, их гневные, напряженные, угрюмые лица выдают их мысли — они все о том же, о врагах. Иногда в метро или на вокзале можно видеть человека, обычно пожилого, неряшливо одетого, выкрикивающего невнятные обвинения в адрес каких-то негодяев — прохожие шарахаются, потом бегут дальше по своим делам. Это болезнь, ее пытаются лечить — но лучше лечить на ранних стадиях, пока ярость и гнев не съели душу совершенно.
И вот кротость — это внутренняя сила, которая дает человеку действовать исходя из его внутренних целей и убеждений, а не из текущих раздражителей. Кроткий ведет себя мягко, сдержанно, ласково, в ситуации, которая человека, лишенного этой добродетели, побудила бы к ярости и гневу. Именно она является свидетельством подлинной веры. Как говорит святой Апостол Иаков, «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13)
Святой Апостол Павел наставляет проявлять кротость по отношению к противникам веры: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26) Он также наставляет «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит.3:2)
Ярость, гнев и злословие в нашей жизни являются чем-то настолько само собой разумеющимся, что это повеление Апостола требует очень глубокого пересмотра наших поведенческих стереотипов и даже наших представлений о правильном и неправильном.
Мы привыкли, что злословить плохих людей хорошо и правильно; что гнев и, хотя бы, вербальная агрессия — достойная и правильная реакция на чужие заблуждения и грехи
. Это понятно — так работает групповая солидарность, докажи, что ты наш, поскрежетав зубами на наших врагов.
Но слово Божие требует иного — никого не злословить, быть кроткими ко всем. Как последовать ему? Прежде всего, надо просто принять решение повиноваться. Слово Божие требует того, к чему я по природе совсем не склонен, к чему не склонны и люди вокруг меня — но я выбираю повиноваться слову Божию. Нужна решимость делать то, что от меня хочет Бог, а не те или иные люди.
Далее нам понадобится выработать правильную реакцию на чужой грех или заблуждение — раз гнев является реакцией неправильной. Святой Апостол Павел говорит о том, как мы должны видеть грешников: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:3-7)
Мы до нашего обращения были ничем не лучше; только ничем не заслуженная милость Божия избавила нас от этого жалкого состояния. Грешник, на которого я склонен негодовать — это я, только моложе. Бог ищет спасти его, как и меня.
Как говорит Преподобный Симеон Новый Богослов, «Истинно кроткий не может перенести только преступление Божиих заповедей ни в каком человеке. Но и при этом он плачет о преступающих эти заповеди и грешащих, и так же искренне, как если бы сам грешил».
Гнев подчеркивает свою полную чуждость другому человеку — этот гад, негодяй, может даже, не человек вовсе, принадлежит какой-то совсем другой породе, он не имеет со мной ничего общего. Кротость видит ситуацию иначе — мы оба принадлежим к одному и тому же человеческому роду, падшему в Адаме и искупленному во Христе, мы оба бедные грешники, склонные неудержимо искать собственной погибели, в то время как Господь ищет спасения нас обоих. Я должен видеть его грехи «как если бы я сам грешил». Как я должен видеть свои грехи? Должен ли я примиряться с ними, одобрять их? Ни в коем случае! Я должен сожалеть о них и пытаться исправить их последствия. Такова же реакция кроткого человека на грехи других — сожаление об этих грехах, ужас о грозящей людям гибели, желание спасти их от такой участи.
В конце концов, мы точно знаем, что делающие зло истребятся, а кроткие наследуют землю. Бессмысленно негодовать на обреченных; о них можно только глубоко сожалеть и кротко увещевать их оставить их гибельные пути, тщательно следя за тем, чтобы и самим на эти пути не совратиться.