Спиридон, пастух и пастырь божий

Святитель Спиридон Тримифунтский, как и святитель Николай, архиепископ Мирликийский, – один из самых чтимых во всем мире святых. Известно, что святой Спиридон, который родился в конце III века на острове Кипр, был человеком неученым, но мужем высокой святости. Он вел чистую и богоугодную жизнь. Его житие поражает удивительной простотой и силой дерзновенной молитвы пред Господом. И Господь вознаградил его за это даром чудотворения. По его молитве пробуждались мертвые и исцелялись неизлечимо больные, сокрушались идолы и изгонялись бесы, засуха сменялась обильным животворящим дождем. В миру он был пастухом, имел жену и детей. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306–337) святитель был избран епископом города Тримифунта. IV век, век
жизни святого Спиридона, был той эпохой, когда ложные учения, ереси стали тревожить умы верующих людей, и Церковь стала терзаться внутренними болезнями. Эта эпоха требовала защиты апостольской веры на отточенном языке философских понятий. Хотя святой Спиридон, который был молитвенником, подвижником, праведником, но никак не книжником, не оратором, менее всего подходил для богословского подвига, в 325 году он, как и святитель Николай, и другие святые отцы, подвизавшиеся на ниве Христовой в тот период, принял участие в деяниях I Вселенского собора в Никее, созванного императором Константином по поводу учения александрийского пресвитера Ария*.

Материал по теме


Роспись храма Святителя Спиридона Тримифунтского о. Корфу.

Святитель Спиридон Тримифунтский — кто он и чему нас учит?

Какие выводы (а ведь для нас самое важное – выводы) можем мы сделать, глядя на его жизнь? Да такие, что нужно быть всегда готовыми предоставить себя в распоряжение Господу. По-христиански. Вот он был пастухом, а Господь призвал его к епископскому служению.

На Никейском соборе святитель Спиридон вступил в состязание с греческим философом, защищавшим эту ересь. В своей простой речи святой убедительно отстоял Правду Божию.После беседы со святым Спиридоном противник христианства сделался его ревностным защитником, принял святое Крещение. Обратившись к своим бывшим единомышленникам, философ сказал:«Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и
вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

На этом соборе святитель Спиридон силой чудотворения защитил исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: он взял в руки кирпич и сжал его – мгновенно вверх вырвался огонь, вниз потекла вода, а в руках чудотворца осталась глина.
«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон. – Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Когда в Александрии патриархом был созван собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам о приближении святителя Спиридона.

В сане епископа святой Спиридон сохранял простой образ жизни, по-прежнему пас овец. Каждодневно обходя на Кипре вверенный ему от Господа удел, он, соединяя пастырское служение с делами милосердия, с большой любовью заботился о своей пастве, наставлял ее, помогал нуждающимся,утешал скорбящих.
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона Аврааму в добродетели гостеприимства.

«Надобно знать и то, как он принимал странников», – писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Омой-ка ноги этому человеку да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи».
Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тит. 1:15)».

Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святого: у него был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять сколько нужно и потом возвратить таким же образом без проверки и отчета.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными.
Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали». Святого Спиридона уподобляют и пророку Илии, ибо также по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь.

Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив: «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй».

Привлеченные доносившимся из церкви пением, туда поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь. В 348 году в молитве он предал свою душу Господу.

Узнав о праведной и святой жизни святителя Спиридона, один из византийских императоров приказал выкопать его тело и поместить в усыпальнице храма Святой Софии в Константинополе. Когда останки святого извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то, что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось – словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица.

Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление. Мощи святого Спиридона находились в Константинополе вплоть до его захвата турками.

 

*Ариане утверждали, что Христос не является Богом, не равен Богу-Отцу и был лишь сотворен Им. 

Светлана Замлелова, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств,член Союза писателей России
Николай Головкин, член Союза писателей России

Читайте также:

Дом с видом на Корфу

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (9 votes, average: 4,78 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.