Солома

Анна Бурмистрова с 2011 года руководит экологической фермой «Благословение» в Орловской области. Сейчас там образцовое хозяйство, а в 2011 это была разоренная ферма, которую пришлось поднимать практически с нуля. Но Анна — не просто директор, а еще и блогер. На сайте фермы она ведет блог о том, что получается и что нет. Самое важное и интересное из ее записей читайте на «Фоме».  

Доводилось ли вам слышать, как в деревнях ругают детей? Не по-городскому, зло и бессмысленно, а с воспитательной целью, да и за словесными оборотами стоит целая история: пермяк солёные уши, сено-солома… Когда я услышала впервые вот это «сено-солома», то подумала, что так называют кого-то рыхлого или недостаточно хваткого (свойства сена или соломы). А оказывается, это целый эпос. Почему-то любая деревенская история воспринимается как добрая сказка. А вы знаете, откуда повелось это выражение?

Присаживайтесь поудобнее… Давным-давно в мире велось множество войн практически врукопашную. Солдат тоже требовалось немало. Забирали новобранцев со всей Руси. И вот приходили бравые парни, косая сажень в плечах, в строй и стояли телятами. Потому как не ведомо им было ни право, ни лево. Мучились с ними командиры, пока не заменили «право-лево» на «сено-солома». Уж эту-то разницу любой крестьянин с молоком коровы впитал. А сейчас, в эру порошкового восстановленного молокосодержащего продукта, наверное, не каждый знает, что сено скошено живым в период интенсивного роста травы и высушено на корм скоту, а солома — побочный продукт при обмолоте зерна. Так сказать, конечная станция в жизни зёрнышка.

Мы на ферме используем много соломы в качестве подстилки, как внутри, так и в уличных загонах. В старину же солома ценилась гораздо выше, что только из неё ни делали: и строительные материалы (крышу укрывали, в кирпич добавляли), и одежду да домашнюю утварь (лапти, коврики). Наши предки использовали всё, у них не было синтетических аналогов природным материалам.

А ещё замечали ли вы, насколько эмоционально по-разному воспринимается солома — в скирдах, стогах или новомодных роликах — в разное время года? Свежеубранная в августе и сентябре, она кричит о плодородии земли, радует взгляд золотом своих боков, зовёт фотографироваться адептов социальных сетей для создания аватарок. Весной же, набрав влаги и побурев цветом, солома тихо молчит о запустении и не претендует на внимание.

И подумалось мне, что по аналогии с жизнью человека, солома — это старость. Отшумело звонкое детство зерном, налились юность и зрелость колосом, отданы силы, знания, опыт потомкам-зёрнам… И вот уборочная страда — пенсия. Бывший стебель-родитель помнит, как сносил на себе все тяготы: подавал влагу в засуху выше к колосу, иссыхая стенками, ложился от ветра и града, а потом вставал, направляя зёрна-детей к солнцу. И вот теперь то, что дальше будет с соломой, уже мало от неё самой зависит. Может, ждёт новая насыщенная жизнь в ином качестве, а может и забвение.

А к чему я всё это написала? Сфотографировала этот уголок на ферме, какой-то он такой тихий, спокойный, что потянуло на философские мысли… Давайте не забывать своих стариков, давайте дарить им понимание, что они нужны нам не своими трудами и помощью, а своими качествами. Можно посетить любой ресторан, когда захочешь, а можно ли поесть бабушкиных пирожков всегда? Можно посмотреть, почитать, послушать любое произведение, а всегда ли удастся поговорить со своими стариками?

 

Фото из личного архива автора

Продолжение следует…

—————————————————————————————————————————————

Ферма «Благословение» поддерживает строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Жудре Орловской области Хотынецкого района. Проект по возведению храма осуществляют: благочинный Хотынецкого района, протоиерей Василий Стойка, и основатель фермы Благословение, расположенной в деревне, Святослав Можей. 

«Мы мечтали, чтобы рядом был храм — чтобы каждое дело, каждый день начинались с общей молитвы и молитвой завершались. Оказалось, что местные жители давно хотели построить в деревне храм. Испокон веков храм был основой крестьянской общины, центром общинной жизни. Там, где храм жив, где селяне участвуют в церковной жизни — село прирастает и здравствует. И нам хотелось, чтобы этот благословенный край обрел новое начало, чтобы люди перестали уезжать в города, бросать свои дома в поисках работы…»

Каждый из нас может внести свою лепту в строительство храма: 

Пожертвовать онлайн

Реквизиты:

АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик»
ИНН 5752060407
КПП 575201001
ОКТМО 54701000
Р/С 40703810400001454101 в АО «Райфайзенбанк» г.Москва
БИК 044525700
Корр/счёт 30101810200000000700
Подробнее: строим-храм.рф
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.