Богословским замыслом данного образа было изобразить Матерь Божию как нашу Заступницу перед Христом и Водительницу к Нему.
Изображение Богородицы поясное, Богомладенца Христа – в полный рост.
На ряде списков Смоленской иконы справа и слева от образа Богородицы с Христом либо вверху изображаются фигуры архангелов Михаила и Гавриила. Главы их склонены в поклоне по направлению к центральному изображению образа – это символ смирения, любви, служения, к которому призван весь ангельский мир.
Центр иконы – взгляды Божией Матери и Иисуса Христа – обращены на молящегося, что в соединении с минимумом динамики в образе помогает человеку сконцентрироваться на главном действе – молитве.
Богомладенец Иисус Христос в левой руке держит свернутый свиток – символ той благой вести, Евангелия, которое Он принес в мир. Правая рука Младенца Христа направлена к Его Матери. Таким образом, на иконе изображено незаконченное движение – Матерь Божия протягивает Свою руку ко Христу, а Господь – к Ней. Все это символизирует постоянное стремление человека к Богу и встречное движение, которое характеризуется главным христианским чувством – любовью. Одновременно с этим движение правой руки Богомладенца – это и благословляющий жест.
Левой рукой Матерь Божия поддерживает Богомладенца Христа, а правой – указует молящимся на Него как на обетованного миру Спасителя.
На анонсе фрагмент иконы Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века Византия. Источник фото wikipedia.org