Зачем нужно родительское благословение

Письмо читателя с комментариями психолога и священника

Уважаемая редакция журнала «Фома»! 

Несмотря на то, что я человек, не определившийся в вере, читаю ваш журнал довольно давно и регулярно. Моя любимая девушка, которая тоже интересуется православием, иногда ходит в церковь, покупает там «Фому» и дает мне почитать. Вы не «грузите» политикой и негативом, а много и серьезно рассказываете о разных житейских проблемах. Этим мне интересен ваш журнал: любопытно почитать, что обо всем этом думают православные.
 
Меня заинтересовала одна тема, которая в ваших статьях, интервью звучала только вскользь. Она заключается в том, что молодые люди, которые готовятся вступить в брак, должны обязательно каким-то образом согласовать свои желания с родителями, чуть ли не получить благословение. Но не кажется ли вам, что для нашего времени это самое благословение выглядит как минимум неуместно? Уже много лет у нас принято, что молодые люди сами решают свою судьбу, каждый человек свободен и сам выбирает, что ему делать. А родительское благословение еще при царе Горохе превратилось лишь в обряд, который, судя по всему, ни для кого ничего не значит. Поэтому люди от него и отказались.
Неужели вы считаете, что возврат к этому благословению кому-то нужен и может пойти кому-то на пользу? И в чем вообще, с вашей точки зрения, его смысл? Как вы себе это представляете? Я с моей любимой девушкой, если мы захотим пойти в ЗАГС, должны будем вставать на колени, а наши родители вынесут иконы, которые мы будем целовать, что ли? Выглядело бы это весьма странно…
С уважением,
Андрей, студент, сомневающийся
***
Елена Чемекова,
психолог, психотерапевт, научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН
Уважаемый Андрей,
действительно, еще лет двадцать-тридцать назад подавляющее большинство психологов на Ваш вопрос ответили бы: да, родительское благословение — это абсурд. Но сейчас складывается иная ситуация, потому что если раньше психология прежде всего занималась личностью одного человека, рассматривая ее в некоторой изоляции, то теперь возникла так называемая системная психология, которая рассматривает личность не отдельно, а в системе, в которой она существует.
Человека ведь не вакуум окружает, верно? Что такое система? Это то, откуда человек родом. В первую очередь, конечно, он рождается, воспитывается и живет в семье. Значит, система — это сам человек, его папа и мама, его братья и сестры, бабушки и дедушки с обеих сторон, даже прабабушки и прадедушки. Иногда в эту систему входят дальние родственники со сложными, искривленными судьбами, знакомые. Они все, так или иначе, оказывают влияние на то, как развивается и живет семья. А это потом уже сказывается на психологическом облике, на характере и на образе жизни, мировоззрение самого человека.

Материал по теме


Фото Наталии Федоровой

17 добрых традиций из прошлого

О том, что мы напрасно забыли и какую пользу это может нам принести в XXI веке

Как же влияют эти разнообразные родственники? Дело в том, что личность человека складывается в отношениях с ними: он реагирует на то, как кто к нему относится. Насколько открыто и свободно люди проявляют по отношению к нему свою любовь. Или, наоборот, закрываются от него, ведут себя холодно. При этом человек вольно или невольно впитывает в себя образ, уклад жизни своей семьи и, я бы сказала шире, своего рода. Потому что семья тоже в свою очередь является лишь частью какого-то огромного организма: исторически, географически, религиозно более широкого, имеющего свои особенности.
То есть в этом отношении понятие рода и семьи не есть абстракция — это вполне конкретные вещи, которые отражаются на человеке. Влияние этой семьи и рода мы обычно склонны преуменьшать. Вам, наверное, кажется, что Вы свободный индивидуальный человек, который сам принимает решения. Безусловно, Вы обладаете свободой, но недооценивать то влияние, которое эта система на Вас оказывала и оказывает, и ее роль в Вашей жизни — это, по меньшей мере, неразумно. Нужно понять, что это влияние, безусловно, есть. И даже там, где Вы ведете себя совершенно самостоятельно, Вы зачастую следуете впитанной Вами традиции: культурной, человеческой, национальной, религиозной, которая идет из всего родового уклада, воспитавшего Вас. Даже если Вы восстаете против этого уклада, все равно знайте, что он на Вас влияет. Для нас, психологов, совершенно очевидно, что человеку даже помочь сейчас невозможно, не разобравшись с отношениями в семье. На этом уровне многие проблемы вдруг находят свое решение.
Поскольку поступки человека подчиняются правилам семьи, то благословение — это традиция, которая выверена веками, вырабатывалась тысячелетиями. Люди тогда ничего не знали о психологической науке, но они создавали мудрые традиции и ритуалы, которые помогали и помогают людям выживать и жить в мире. Вы же видите, как сегодня жизнь конфликтна, какие скандалы сотрясают наши семьи. Отчего бы это? Благословение, выражаясь психологическими терминами, это акт согласия системы, то есть семьи, на то, что образуется новая система, новая семья.
Вот был человечек, ребенок, Вы. Вот Вы выросли. И теперь Вы говорите, что хотите жить отдельно. Но ведь сложилась система, которая сейчас будет нарушена. Вы становитесь причиной кризиса. Как к этому отнесется система? Любая система вообще и семья в частности стремится к целостности. И вот Вы, например, женитесь. Вы хотите создать свою семью, а для родительской семьи это — стресс. Если Вы своих родителей любите, то поймете меня. Вы, конечно же, вынуждаете готовиться их к другой жизни, бросать эту, которую они любят. Подсознательно или бессознательно семья сопротивляется изменениям, возникают трудности. Но это неизбежно: новая семья должна создаваться, Вы должны когда-нибудь вырасти и выйти из семьи. Чтобы преодолеть эту болезненность, чтобы правильно этот процесс произошел, люди и придумали ритуал благословения, то есть согласие с тем, что Вы выросли, что за Вами признают возможность выйти из семьи с чистой совестью. Когда есть согласие родительской системы, есть уважение Вашего выбора и есть Ваше уважение -тогда возможно правильно, спокойно и без лишнего напряжения строить семью. В свое время Вы тоже будете переживать и хотеть, чтобы Ваши дети поступили так же.
Есть и другая сторона дела. Вы же не один вступаете в брак. Речь идет о том, что объединяются два человека из совершенно разных систем. У этих родов могут быть абсолютно разные специфики. Если оба Ваши рода дают согласие на то, чтобы объединиться, это объединение общее. Молодой семье легче разобраться со своими родительскими семьями. Ритуальность благословения, само это слово, может показаться Вам обычной формальностью. Но так это или нет — зависит от нас. Любой ритуал может быть формальностью, если мы его формально исполняем. А если мы его понимаем, то он имеет глубочайший смысл и оказывает на нас влияние. Это зависит от духовной зрелости человека. Поскольку у молодых обычно меньше опыта, то понимание ритуала чаще остается за старшими. (Хотя в наше время в силу кризиса традиции, часто бывает и наоборот). Все же родители способны глубже прочувствовать этот ритуал и практически бессознательно они передают это понимание своим детям. У Вас обязательно останутся в памяти важные слова, которые скажут Вам родители. Ритуал будет полезен для новой семьи, потому что если будет конфликт с родителями, он отнимет у Вас много сил.
Порой родители не согласны с выбором своего ребенка и считают брак бесперспективным. Поймите, что они действуют в первую очередь из любви к Вам. К сожалению, такие ситуации бывают. Родители могут переживать по самым разным причинам, но чаще всего несогласие бывает на межсословные, межнациональные и межконфессиональные браки. И надо понимать, что вступление в такие браки ведет к объединению двух родов, слишком сильно отличающихся по своему укладу. Ведь семья в данном случае стремится сохранить принадлежность к своему роду. Если есть угроза, что избранница Ваша несет за собой совершенно другую традицию, то семья этому интуитивно сопротивляется. Легче вступить в брак с человеком из другого рода, но разделяющего общие глубинные традиции. В межсословных браках это проявляется на бытовом уровне. Но если говорить о межконфессиональных, то здесь дело обстоит значительно сложнее, потому что речь идет о духовных и нравственных различиях.
Причины неготовности отпустить ребенка могут корениться и в судьбах самих родителей. Может, у них был свой негативный опыт. Что в этом случае делать? Важно оставить за собой право на решение, но сохранить при этом уважение к родительским страхам, к неготовности Вас отпустить. В душе, именно в душе, нельзя бунтовать и злиться на родителей. Вы вольны в своих поступках, но Вам будет легче уйти с достоинством и построить новую семью, если Вы не будете на них злиться и обижаться, а сумеете понять их основания и в душе помириться с ними.

Материал по теме


Фото https://www.flickr.com/photos/30767021@N03/5377564840/in/photolist-9ccqFb-p8nSng-fg3Ldm-3BUTto-at7Qqh-qmtUqZ-t5xc7-844NsZ-hNBj6E-aXpVPF-qmgAhE-pV8ndW-RvC8a-qpn6bv-rb1ogW-cjg3Sq-2JQTFY-eNsSvy-h8CYMS-cjgn8Y-qcEu3e-2VJcsM-ffZNz9-ffKzRn-ffZNtW-ffKA1n-fg2LCw-ffMxCt-ffKzXD-fg3KGd-ffZNos-ffZNrs-8YxwTn-sFE1ix-8JFW9v-jQ1SDM-aVKqwk-aVKmkV-i7w7WQ-gspfTG-tkey9z-sFE16Z-i7Xn1w-spawex-sFCsrt-8scBrG-83AExg-aA2kuh-qhH1zL-qhRECH

Как правильно поссориться?

Глупо просто так начать «собирать» в бумажном письме эмоции – есть риск раскаяться в написанном еще до того, как послание найдет своего адресата

Вы кипите внутри себя, отрицаете их — значит, Вы еще маленький, Вы целиком от родителей зависите. А если Вы — взрослый, то будете уважать их, как взрослый взрослых, у Вас не будет детской капризности и злобы на них. Если вы уважаете позицию родителей, то вопрос благословения — это лишь вопрос времени.
А иначе молодая семья поначалу будет прибывать в инфантильной стадии, а потом ее станут разъедать глупые бытовые неурядицы. Это опять же связано с тем, что соединяются не два человека, а две семьи. Вы берете в жены женщину и должны понять, что берете не просто конкретно эту женщину, а ее со всем ее родом, с ее прошлым, с ее установками, с теми бытовыми представлениями, которые в ее семье считали единственно возможными. Человек может понимать, что это неправильно, но поступать он привык так. Бессознательно он не будет чувствовать себя виноватым, несмотря на то, что поведение его с Вашей точки зрения будет совершенно неприемлемым. Важный момент — как от этого освободиться. Все мы не хотим копировать чужое поведение, и по молодости считаем, что никогда не будем такими, как наши папы и мамы, но, давая себе этот зарок, наша душа сопротивляется. Происходит борьба между тем, к чему Вы привыкли, и Вашим новым выбором. И эта борьба, особенно, когда участвуют в ней два человека, съедает много нервов и сил.
Есть пьеса М.Рощина «Валентин и Валентина». Там молодые начинают ругаться из-за того, как варить сосиски — в целлофане или без. Такая мелочь чуть не доводит героев до развода. На самом деле за этой мелочью стояло стремление быть независимым, строить свой брак, защищать свою любовь, не оглядываясь на родителей, а с другой стороны, в этих бытовых спорах и неурядицах проявляется верность родительской системе, право человека принадлежать к ней. Если не учитывать того, что твой избранник, независимо от своей воли, хочет сохранить чувство принадлежности к своему роду, такие мелочи и будут разъедать семью. Надо понять — в чем здесь причина, тогда можно найти компромисс и выработать свои собственные правила, которые окажутся взаимно подходящими для обеих сторон.
В Вашем любимом человеке его папа и мама, его семья, и мы должны согласится и с тем, что его родители — для него самые лучшие родители, потому что единственно возможные. Если Вы будете злиться на родителей Вашей будущей жены, если Вы ей будете говорить: «ты сейчас точно как твоя мама!» с оскорбительной интонацией, в этот момент она будет всеми силами свою мать защищать и будет защищать свое право быть такой, как ее мама. Это надо знать, когда ты готовишься вступить в брак.
Если человек не получает благословения, то как поступить правильно — прислушаться к их мнению или сделать все на свой страх и риск? Каждый случай уникален. Я не готова дать Вам единственно верный совет. Тут уж Вам придется брать ответственность на себя. Бывают случаи, когда человек чувствует себя не вправе идти против воли родителей, он отказывается от избранника. Может быть, иногда следует подождать, проверить, будут ли крепнуть чувства, и обрести ответственность.
Важно сказать себе: приступая к собственной жизни, мы остаемся благодарны родителям за то, что Вы нам дали. Это взрослая внутренняя ответственная работа.
Когда мы соглашаемся с тем, что наш избранник может быть похож и имеет право быть похож на своих родителей, которые нам чем-то не нравятся, мы даем ему возможность не копировать их в мелочах. Будьте уверены, если Вы демонстративно злитесь на свою тещу, Вы не оставляете своей жене выбора. Вы увидите, рано или поздно, она станет точно такой же, как эта самая ненавистная Вам теща. Почему? Потому что человек бессознательно стремится защитить свое право принадлежать своим родителям, которые дали ему жизнь, выкормили, вырастили, воспитали. А свобода появляется только тогда, когда мы принимаем, соглашаемся и не тратим силы на злую борьбу.
Священник Андрей Лоргус,
психолог, антрополог, ректор Института христианской психологии
Церковь благословляет брак двух любящих и избравших друг друга людей в Таинстве Венчания. По смыслу этого Таинства, вступление в брак возможно только по свободному и обоюдному желанию жениха и невесты. При этом священник во всеуслышание задает подобные вопросы обоим. Вопросы матерям и отцам венчающихся не подразумеваются. То есть именно воля жениха и невесты важнее всего для Церкви.
Более того, воля родителей не может склонить их детей на брак по принуждению или разрушить намерения любящих друг друга. Таким образом, как Вы правильно рассудили, «что молодые люди сами решают свою судьбу, каждый человек свободен и сам выбирает, что ему делать». Это верно, и Церковь учит своих чад так относиться к браку.

Материал по теме


Отец

Отец

До 18 лет я год за годом справлял свой день рождения вместе с родителями. А в том году что-то во мне щелкнуло, и я заявил маме с папой,что хочу праздновать с друзьями без них...

Свобода человека раскрывается, по церковному учению, в сфере лично-волевой. Ведь человек есть богоподобная личность, основными чертами которой являются свобода и самовластие. Но это лишь одна сторона. Вторая же — это человеческая природа и индивидуальность, которая складывается из совокупности природно-исторических обстоятельств: эпохи, истории страны, языка, культуры, города, и конечно, семьи. Человек есть существо родовое. Как личность он принадлежит Богу, а как индивидуальность он принадлежит семье и роду. Вся жизнь человека неотрывно проходит в недрах рода, семьи, и связана с жизнью семьи. Семья — это не только кровные связи, но и любовь всех родственников, и их молитвы. Но кто более всего молится за нас? Не наши ли матери и отцы? Вот их-то молитв и любви мы и просим перед браком в благословении.
Институт благословения родителями вступающих в брак детей необходим в традиционном обществе. Если признать за факт, что традиция не нужна, то и благословение не нужно, так как благословение родителей есть знак связи и сама связь поколений, есть родовая жизнь. Это знак принадлежности к роду своих предков. Если человек отвергает благословение своих предков, то он как бы говорит этим: «я один, родителей у меня нет, я не принадлежу ни к какому роду». И своим будущим детям он тем самым дает понять, что у них нет рода, они в этом мире «пришельцы». Когда человек обретает свое родовое сознание, ему приходит пора ответить на вопрос: кто я? откуда я? Вот тут-то и важно осознать себя (психологи говорят — идентифицировать) как часть некоей более масштабной общности, нации, рода, племени, народа. Если человек отрицает свой род, свою родовую принадлежность, то, скорее всего, его личность еще не сформирована, еще слишком юна. Отказ от благословения родителей есть вражда с родом, с семьей. В расширительном смысле отказ от благословения — это и отказ от благословения Богом. То есть признание своего выбора противоречащим Богу и роду, неуверенность в своем выборе или нежелание отвечать за него.
Конечно, если Вы не хотите получить благословение родителей, Вас никто не принудит к этому. Но с благословением «идти к венцу» радостнее и спокойнее. Такое вступление в брак укрепляет весь род, связывая его узами ответственности и любви.
Фото на заставке: semeonka, flickr.com  
Редакция
рубрика: Авторы » Р »

2004-22-5 № 5 (22) 2004
рубрика: Архив » 2004 »
/home/www/wklim/pravoslavnye/foma.pravoslavnye.ru/fotos/journal/95
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.