Раздал деньги, ушел в монастырь

История одной пустыни в фотографиях и судьбах

Страусы, белки и коровы, а также сыроварня, пасека, гостиница и небольшой автопарк из тракторов — все это «выросло» вокруг храма преподобного Амвросия Оптинского на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге.

Сергей, трудник санкт-петербургского Успенского подворья Оптиной пустыни, когда-то был начальником охраны у друга-олигарха. Они жили в Москве — торговали нефтью. У Сергея было трое детей от двух бывших жен. Он покупал квартиры, машины, дома — и все было хорошо. Однажды из любопытства Сергей даже зашел в церковь — исповедался и причастился. После причастия диакон сказал ему:

— Ты смотри, аккуратней, а то ведь благодать-то тебя раздавит…

— С чего же это она меня раздавит?

Но «диакон оказался прав», вспоминал потом Сергей, — и вправду раздавила: через месяц денег у него стало в два раза больше, а смысла жизни — в два раза меньше. И ведь все вроде по-прежнему хорошо: в правой руке — чемодан с долларами, в левой — девочка нетяжелого поведения. А вот посередине — в сердце — пустота. И вопрос: «Зачем все это?».

Но благодать продолжала действовать — и вдруг у Сергея начались проблемы то ли с законом, то ли с конкурентами, то ли и с тем, и с другим… Понадобилось спрятаться и залечь на дно. Друзья тайно отправили Сергея из Москвы в Санкт-Петербург. Умирая от безделья в чужом городе, Сергей однажды, с сослуживцем из ВДВ, забрел в храм Успения Богородицы подворья Оптиной пустыни, где и увидел впервые игумена Ростислава, настоятеля…

— Батюшка, хотите я Вам храм построю? — сказал Сергей. — Какой нужно? Хотите — белокаменный?

Игумен Ростислав с любопытством осмотрел неожиданного гостя и ответил вопросом на

Настоятель игумен Ростислав благословил строительство гостиницы на территории загородного хозяйства подворья. Название гостинице дали соответствующее — «Благое место».

вопрос:

— Ты, я вижу, поработать хочешь? Есть у нас хозяйство за городом, там — коровник. За коровами убирать некому… Вот туда на месяцок я бы тебя взял.

«Я поехал и через месяц — прозрел», — вспоминает Сергей. С тех пор он так и трудится на подворье — занимается любой работой, которую поручает игумен Ростислав. Его Сергей называет коротко — отец:

— Отец меня вымолил. И до сих пор вымаливает.

Проведя месяц в коровнике, Сергей вернулся в Москву, взял восемь белых листов бумаги, поставил внизу каждого свою подпись и вызвал своего юриста:

— У меня одно условие — чтобы никто не мог лишить меня родительских прав. Больше мне ничего не надо. Оставшиеся деньги и имущество — всё — пускай берут жены и делят поровну. Я уезжаю жить на по­дворье.

Жены удивились, но поделили все мирно — не только не перессорились, но даже подружились. Стали крестными у детей друг друга. Живут в соседних подъездах, вместе празднуют дни рождения. И то и дело звонят на по­дворье: «Сереж, помолись о маме, она приболела».

— Я живу в чуде, — говорит Сергей. — Я понимаю это. То, как сейчас идет моя жизнь и жизнь моих близких, — такого в природе не бывает. Не должно быть. Но оно есть.

Чтобы жизнь на подворье была настоящей, люди очень хотят трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает бурная деятельность — в том числе на собственной сыроварне.

Сергей не получает на подворье зарплату и говорит:

— Слава Богу. Я впервые в жизни чувствую себя свободным.

…Своя история, подобная этой, есть у каждого второго трудника подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Нет, не каждый из них в прошлом был олигархом, но каждый прошел через свой условный коровник, то есть вдруг на себе испытал, что такое — ежеминутное хождение перед Богом. А раз испытав, уже не готов был променять это ни на что другое. Все эти люди уцепились за подворье, как за спасательный круг. И чтобы жизнь на подворье была настоящей, они очень хотят трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает вся бурная деятельность, которая сегодня здесь развернута: и автопарк из нескольких тракторов и экскаваторов, на которых часто работает сам игумен Ростислав, и коровы, и собственная сыроварня, и собственная пасека, и своя гостиница, и даже несколько страусов, которые живут в отдельном хлеву и знакомство с которыми — главное мирское развлечение для гостей и паломников. Внешне все это было бы похоже на обыкновенную и вполне успешную ферму, если бы не один принципиальный момент: в центре этой фермы — храм преподобного Амвросия Оптинского. Все строится и вертится вокруг него. Загородное хозяйство Успенского подворья — слаженно работающий организм. А любой организм жив лишь тогда, когда живо его сердце.

На стенах храма преподобного Амвросия Оптинского — роспись художника Александра Ищенко.

 

Возможно, самый маленький обитатель подворья.

 

Отважный отец Рафаил в гостях у страуса. «Бэтмены бывают разные», — комментирует фотографию настоятель подворья отец Ростислав.

 

Игумен Ростислав — о еноте: «Жажда познания вселенной за территорией клетки непреодолима».

 

Осень в окрестностях Санкт-Петербурга.

 

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) молится в нижнем приделе храма Амвросия Оптинского.

 

 


Фото из архива Успенского подворья. 

 

 

 

 

 

Matsan МАЦАН Константин
рубрика: Авторы » М »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ноябрь 11, 2013 23:53

    По некоторым сведениям, настоятель подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге оставил монашество и стал мирским байкером-бизнесменом.Об этом говорится в письме некоего епископа, распространяемом 10-11 ноября в социальных сетях. Как отмечает корреспондент «Портала-Credo.Ru«, информация, содержащаяся в письме, нуждается в проверке, однако ни подворье Оптиной пустыни, ни сама Оптина пустынь пока не дает каких-либо комментариев по поводу ухода о. Ростислава.
    Если верить данным источника, игумен сбрил бороду, стал называть себя мирским именем Ярослав и вступил в гражданский брак. Об увлечении о. Ростислава мотоциклами было известно и ранее — в частности, его фотографию в байкерском «прикиде» опубликовало в 2012 г.
    5 сентября игумен Ростислав сослужил патриарху Кириллу (Гундяеву) на подворье Оптиной пустыни, а по некоторым сведениям, он продолжал совершать богослужения до конца октября. В настоящее время на официальном сайте подворья нет какой-либо информации об о. Ростиславе.
    Уход бывшего игумена в бизнес связывают также с его давним сотрудничеством с миллиардером Вадимом Новинским — главным спонсором подворья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.