Как кажется, мы мало обращаем внимания на то, что земное служение Христа имеет среди прочих наиважнейших смыслов еще один: Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, прославляет Отца. И Отец прославляет Его и Сам через Него прославляется, см. Ин 12:28. Об этом Троическом прославлении много говорится в Евангелии от Иоанна, но, наверное, идею прославления нам всегда полезно хранить в памяти, когда мы читаем о речах и чудесах Спасителя.
Итак, Христос идет по городам и селениям, и с Ним двенадцать учеников и исцеленные им женщины, благочестиво обращающие то, что имеют, на служение Господу, и к Нему приходит множество людей. Тогда Он говорит притчу:
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло. потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Кто имеет уши слышать, да слышит!».
Сколько раз мы читали и слушали эту притчу! Сколько великих произведений культуры создано на эту тему! А все-таки если вдумываться, то каждый раз можно отыскать что-то такое, что раньше в голову не приходило. Потому что Евангелие — это не книга, которую мы прочли и усвоили, а Благая Весть, которая, так сказать, привлекает нас к себе и вовлекает в глубины, которые и назвать-то не очень просто. Сказано же Христом, что Писания свидетельствуют о Нем (Ин 5:39), а Он есть путь и истина и жизнь (Ин 14:6). Так кто может утверждать, что полностью постиг этот Путь? Вот и на этот раз попробуем отнестись к этой притче так, как будто мы вместе с Апостолами услышали ее впервые. Подчеркиваю: «вместе с Апостолами», потому что народу Спаситель говорил притчами, чтобы засеять в души основной смысл и чтобы он там прорастал, а ученикам притчи истолковывал, чтобы они воспринимали их более глубоко и сами могли бы благовествовать. Насчет нашего благовестия возможна позиция более сдержанная, но мы имеем право на положение учеников, тем более что таково было самое древнее, исконное именование последователей Христа.
И вновь здесь (и немного дальше тоже) Иисус говорит о том же, о чем говорил так часто: о слушании и слышании. О различии между акустическим восприятием и тем, чтобы впустить услышанное в душу, сохранить в сердце, изменить в соответствии с ним свою жизнь...
Итак, ученики спросили о смысле притчи. Не потому что были менее сообразительны, нежели остальной народ, а потому что в большей степени жаждали истины. И получли ответ: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее на пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшие в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Кто имеет уши слышать, да слышит!».
А теперь давайте посмотрим: Христос сначала говорит, что семя — это слово Божие, — и тут же переходит к описанию людей, которые падают при дороге, на камень и т. д. Какая емкая, глубокая образность! Это ведь слово Божие всеивается в душу — а дальше так много зависит от того, как эта душа им «распорядится»! А дорога, камень, терние — это условия, в которые помещает себя человек (здесь — никакого фатализма, здесь очевидна воля человеческая). И в конце притчи всплывает из глубин ее прекрасный образ: добрая земля — доброе и чистое сердце — плод, принесенный в терпении. И вновь призыв к слышанию. И разъяснение мироустройства вокруг человека, который должен чувствовать себя в мире так, как это задумано Богом: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».
Какое замечательное развитие мысли! От плодов доброго и чистого сердца, в котором взрастилось слово Божие — к основному правилу, которое обеспечивает добрую жизнь: к честности, открытости, искренности. Да, человек может поступить плохо и даже ужасно. А дальше: его выбор: или он пытается это скрыть, громоздит ложь на ложь, а подчас и преступление на преступление, уродует свою душу и добровольно стремится к погибели — или кается. И поскольку Бог живет в мире, и поскольку Бог — это Свет, пришедший в мир, то все попытки скрытности обречены.
...Существует образ в искусстве, который демонстрирует это с невероятной художественной силой: леди Макбет. Она подстрекнула мужа на убийство короля, она опоила стражников, а потом вложила им в руки окровавленные кинжалы, а ее муж и сообщник этих стражников якобы в порыве праведного гнева убил. Что же, кажется, все сделано для того, чтобы уничтожить следы преступления? А вот и нет; преступница, уже став королевой, бродит по ночам по замку и жалуется, что никак не может оттереть кровь со своих рук. И люди это слышат...
Пожалуй, нам стоит запомнить, что Господь, рассказав о том, как следует принимать слово Божие, говорит далее не о высшей аскетике, а о добродетели, называемой этической, а также гражданской.
И слова Христа об отношениях человеческих каждый раз поражают, как гром и молния: «Матерь Моя и братья Мои суть слушащие слово Божие и исполняющие его». Некоторые люди, стремящиеся найти в Евангелии некие «новые, современные и т. д.» смыслы, усматривают в эпизоде, когда Мать и братья не могли приблизиться к Иисусу в толпе, а Он не потребовал для них особого благоприятства, признак пренебрежительного отношения Спасителя к Богородице. Если смотреть на все глазами, ищущими дурного, то ли еще можно увидеть... А на самом деле Христос, Сын Божий, свидетельствует тем самым о том, что Его верные по Его молитве и по любви Бога Отца сами становятся сынами Божиими. Происходит восстановление павшего человечества, врачуется первородный грех и его пагубные последствия. Вроде бы теоретически мы это знаем, — но какое впечатление производит, когда об этом говорит Сам Спаситель, да еще такими простыми словами, поистине идущими от сердца к сердцу.
Затем описывается плавание в страну Гадаринскую. Иисус заснул, а тем временем поднялся ветер, волны захлестывали лодку, грозили гибелью. Испуганные ученики разбудили Христа, прося Его о спасении. И Он запретил ветру и волнам, а потом сказал: «Где вера ваша?». Такой вот мягкий упрек. Не будем забывать, что Христос как Богочеловек испытывал так называемые дозволительные страсти: голод, холод, жажду и просто усталость. Наверное, ему просто необходимо было немного поспать для подкрепления сил. Но не пришлось... Поведение Апостолов хорошо демонстрирует свойства и качества человеческой природы: испытывая страх при опасности, они обращаются за помощью к Наставнику, хотя судя по Его словам могли бы получить спасение в молитве. Однако когда Христос делает именно то, чего они от Него ожидали, они безмерно удивляются тому, что и ветер, и вода ему повинуются. Робкие ростки веры позволяют им видеть в Учителе человека необыкновенного, но до того момента, когда они признают Его Богом, еще далеко.
А в стране Гадаринской Христа ожидают славные деяния, которые мы помним и прославляем. Там на берегу живет одержимый, которого жестоко мучают бесы. Они повергают его на землю и заставляют кричать Иисусу (называя Его Сыном Бога Всевышнего), чтобы удалился и не мучал их. То, что изгоняемые бесы не могут не узнать Сына Божия и при этом испытывают чудовищные мучения, нашло лаконичное выражение в словах апостола Иакова: «И бесы веруют и трепещут» (Иак 2:19). Для них невозможно пребывание близь Божественной благодати. С этой точки зрения можно, кстати, заново оценить весь трепет ада, весь его ужас, когда в его глубины спускался воскресший Христос... Что же касается Гадарина, то Спаситель спросил изгоняемого о его имени (это акт решительного возобладания в системе древней Передней Азии) и услышал: «Легион», потому что бесов было много. Затем следует эпизод, нуждающийся, кажется, в сугубых размышлениях, бесы просят Христа не изгонять их в адскую бездну, а войти в свиней. И Он позволяет им это, — и свиньи, обезумев от бесовщины, бросаются с обрыва в озеро и тонут. Наверняка в этом содержится глубокий смысл, но мне из него видится только краешек: живучим создан человек; целое стадо свиней не могло вынести нашествия бесов, которых терпел один одержимый.
Дальнейшее также достойно внимания: увидевшие это пастухи рассказали о происшедшем в городе и окрестных селениях. Некоторые из людей пришли, чтобы видеть все собственными глазами, и убедились: исцеленный бесноватый сидит у ног Иисуса в здравом уме и одетый (раньше срывал с себя одежду). После чего народ в ужасе просит Христа удалиться, страшась проявлений силы Божией и вообще любых перемен. И об этом следует помнить всем и всегда: Спасителя отвергают не по адской злобе, а из нежелания меняться и менять свою жизнь. Христос покинул эту землю, а исцеленного, который хотел следовать за ним, отпустил, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог».
А почему так? — Наверное, потому что у каждого человека — свой путь и своя мера. Конечно, пребывание с Господом позволило бы этому человеку духовно возрастать, но Христос решил, что правильнее ему идти и свидетельствовать, служа тем самым и Богу, и людям. Вот эта деталь позволяет нам яснее увидеть, что же такое истинное смирение.