Один из самых известных типов иконографии преподобного Серафима Саровского создан на основе многочисленных прижизненных портретов старца, написанных живописцем Серебряковым.
Семен Серебряков родился в городе Арзамасе. Приблизительно в 1828 году (за пять лет до кончины старца) он пишет второй прижизненный портрет преподобного Серафима, а в 1845 году сам поступает в монастырь Сарова, где вместе с сыновьями делает роспись собора в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Впоследствии Семен Серебряков принимает монашеский постриг с именем Иосиф и продолжает писать портреты преподобного Серафима до самой своей кончины в 1862 году. Именно с портретов Серебрякова в дальнейшем были сделаны многие типы иконографии преподобного Серафима Саровского.

5_9b49505a476e4d11d8d7931e8258a60e

Согбенность – это результат разбойничьего избиения, которому подвергся преподобный Серафим, живя в отшельничестве в лесу. С тех пор, святой всегда ходил немного согнувшись.

Необычно бледное лицо и взгляд преподобного – по замечанию одного из исследователей жизни святого Л.И. Денисова, это было лицо, «носящее на себе следы его преклонного возраста и многолетних подвигов».

Четкое разделение в одеяниях преподобного – черная мантия в складках и поверх нее белая епитрахиль с синими крестами и каймой. Черная мантия – это монашеское одеяние Серафима Саровского; белая епитрахиль сверху – знак того, что преподобный был иеромонахом, то есть священником в монашестве, а значит, мог совершать Таинства Церкви и другие богослужения.

Иконография «серебряковского» типа образа преподобного Серафима Саровского:
Поясное изображение немного согбенной фигуры преподобного в овале, на оливковом фоне.

93_prepodobny

Нимб – символ святости, присутствие особой Божией благодати на человеке. В иконографии преподобного Серафима Саровского официально нимбы появились только после его канонизации в 1903 году. Однако, как и титул, нимб часто рисовался от руки на портретах еще задолго до прославления старца в лике святых. По свидетельству исторических источников, сразу же после кончины преподобного под его портретами от руки надписывали полный титул и освящали. Так начиналось народное почитание святого.

Ладонь, прижатая к груди – символ молитвенного состояния, смирения, постоянное внутреннее предстояние человека перед Богом.

 

0
0
Сохранить
Поделиться: