Пятым в перечислении плодов Святого Духа у Апостола (Гал. 5:22) идет милосердие. Милосердие — соответствующее греческое слово обозначает «доброту» в довольно широком смысле — это как способность приходить на помощь ближнему в его нуждах, так и способность снисходительно относиться к его недостаткам. Священное Писание подчеркивает в милосердии его незаслуженный характер. Как говорит Господь,

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук. 6:32-36)

Мы можем делать что-то хорошее другим людям для того, чтобы получить что-то взамен. Поддержать отношения, которые нам еще понадобятся. Дать взаймы человеку, который при случае даст взаймы нам. Сделать вложение, которое к нам еще вернется. Прорекламировать нашу компанию. Просто почувствовать себя приятно — мы сделали что-то хорошее. Что-то обязывающее мироздание вернуть нам с процентами. Это совсем не обязательно плохо — одна известная фирма, производящая витамины, отправляет их вместе со своими врачами в какие-то глухие деревушки в Африке, где дети слепнут от нехватки определенных витаминов, снимает про это документальные фильмы и проводит рекламную кампанию. Дело прекрасное, доброе и достойное, но Евангелие говорит о том, что мы призваны проявлять милосердие и тогда, когда ничего с этого не получим. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лук. 14:12-14)

Милосердие обращено к людям, которые не могут нам воздать — и нередко к людям, которые воздают чем-то плохим.

Любой христианин, который берется служить нуждающимся, вскоре обнаруживает, что далеко не все из них — приятные люди, спешащие выразить свою глубочайшую благодарность. Часто это люди сильно битые жизнью, разрушенные крепкими напитками и склонные к выдумыванию небылиц, призванных разжалобить даятеля. Нередко людям трудно пережить свою нужду в помощи, которую они воспринимают как унижение — как сказал один подвижник, «людям будет трудно простить вам ваши благодеяния». Они могут обрушивать резкие упреки и обвинения на тех, чья помощь кажется им недостаточно эффективной. Они могут просить денег на выпивку и горько жаловаться, не получив их. Благодетель может быть лишен и материального, и эмоционального вознаграждения за свои труды.

Именно поэтому мы и говорим о милосердии как о сверхъестественном даре Святого Духа. Даре, который более всего уподобляет людей Богу. Любовь, которая проявляет себя в бескорыстной щедрости - основа мироздания.

Бог творит мир из бескорыстной любви; Троица полностью самодостаточна, у Бога нет никаких нужд, которые Он бы искал восполнить за счет творения. Существование — чистый подарок, который Он делает всем нам. Людям, ангелам, птицам и галактикам.

Бог поддерживает мир в бытии из бескорыстной любви; каждый следующий вдох, который мы делаем, каждый открывшийся нам вид, каждый глоток воды - его щедрый подарок, за который мы никогда не сможем расплатиться.

Бог не спрашивает, достойны ли я или вы сегодняшнего утра; он просто дает. Более того, в основании нашей веры лежит Дар, которого мы не заслуживаем и не могли бы заслужить - Искупление, совершенное для нас Христом. Христос не умирает за людей, которые этого достойны; Он умирает за врагов, за тех, кто противится Ему и оскорбляет Его.

Поэтому, именно совершая дела милосердия, мы встречаем Бога. Выдающийся американский генетик Френсис Коллинз описывает одно из событий, которые привели его, некогда атеиста, к христианской вере. Он, как врач, поехал в Африку, чтобы какое-то время помогать в больнице. Условия, в которых он пытался помочь местным жителям, приводили его в глубокое уныние. Он вообще сомневался, что ему стоило ехать. Как-то, почти чудом, ему удалось спасти жизнь одному крестьянину. Он оказался верующим и сказал ему: «У меня, такое чувство, что вы спрашиваете себя, зачем сюда приехали. Я знаю ответ. Вы приехали сюда ради меня». Коллинза глубоко поразили его слова. Как он пишет, «Слезы облегчения затуманили мне взгляд, когда я понял, что он совершенно уверен: в этом странном месте я, пусть всего одно мгновение, находился в гармонии с волей Бога, по которой между мной и молодым нигерийским крестьянином установилась самая неправдоподобная и чудесная связь.

Я не умел научно объяснить свои переживания.

Теория эволюции была бессильна ответить, почему привилегированный белый стоит у постели больного африканца и каждому дается нечто исключительное. Это было милосердие в смысле Льюиса — любовь, которая не ищет воздаяния, чье существование бросает вызов материализму. Она сама есть высочайшая радость, какую может испытать человек»

Сделав что-то важное для человека, во всех отношениях чужого, человека, который никогда (в материальном смысле) не смог бы воздать ему, этот врач осознал присутствие Бога.

Однако милосердие — это нечто большее, чем переживание. Это определенная черта характера, упорство в добродетели, которое держится не на переживаниях и даже несмотря на переживания — верность воле Божией несмотря ни на что. Это определенный навык — как привычка жертвовать какую-то часть зарплаты благотворительному фонду, например. Может быть, сначала очень небольшую — но, делая хотя бы это, мы даем Святому Духу пространство, чтобы действовать в нашем сердце дальше.

0
0
Сохранить
Поделиться: