Сообщения о жестоких преследованиях, которым бирманские буддисты подвергают своих мусульманских соседей, вызвали волну дискуссий на тему «действительно ли Буддизм — мирная религия?». Сообщают, что в первых рядах погромщиков выступает буддистское духовенство. Одни на это говорят, что буддистам приходится иметь дело с каком-то особенно зловредным меньшинством, да кто бы из вас, господа Присяжные Заседатели, не устроил бы на их месте погромов? Впрочем, абсолютно любые погромы и преследования всегда объяснялись крайне вредным характером жертв.
Другие, напротив, указывают на неосновательность мифа о «миролюбивом буддизме» - в истории было предостаточно примеров насилия под буддистскими знамёнами. Что же можно на это сказать? Что сам вопрос - «является ли Буддизм мирной религией» - поставлен неверно. Вопрос в том, является ли человек мирным существом.
Да, существует интеллигентский миф, который излагает, например, Орианна Фалаччи: «Однако под впечатлением той встречи [с Далай-Ламой], помня наш разговор, все эти тридцать три года я много читала о буддизме. Я узнала, что в противоположность мусульманам и их девизу "глаз-за-глаз-зуб-за-зуб" буддисты действительно не признают слова "враг". Я узнала, что они никогда не обращали в свою веру силой, никогда не завоевывали земли под знаменем религии, понятие священной войны им крайне чуждо...»
На самом деле, минимальное знакомство с историей региона, где преобладающей религией является Буддизм, показывает, что у них все как у людей - войны, преследования, междоусобные брани, пытки, казни, чрезвычайно дурное обращение с женщинами и вообще слабыми. Да, европейские, и, в частности, русские интеллигенты, обратившиеся в буддизм — люди в высшей степени милые и безобидные. Но вот про тибетских, например, феодалов, этого сказать никак нельзя.
Значит ли это, что сам по себе Буддизм вызывает насилие? Нет — иначе бы мы видели, что в не-буддистких регионах такого насилия нет. А оно, увы, есть везде. Преследования мусульман в Бирме не являются результатом именно Буддизма. Люди склонны резать своих ближних при любой религии, а также при научном атеизме. Значит дело тут не в религиях. Дело в людях. Когда людям хочется вырезать, ну, в лучшем случае, подавить под свою власть других людей, они могут при этом апеллировать к какой угодно религии, к науке, к свободе, к равенству, к братству, к демократии и правам человека, к чему угодно ещё. Исторические злодеяния совершались под какими угодно знаменами, и было бы странно думать, что именно знамя является тут причиной.
«Это религия отравляет все!» - восклицают воинственные атеисты. Но мы можем проверить это утверждение тем же способом — взглянуть на те счастливые и благословенные места, где религия была успешно подавлена, а правил научный атеизм: СССР, Китай, Кампучию... Похоже, по части нетерпимости, насилия и преследований любое атеистическое движение, добравшись до власти, немедленно превосходит любое религиозное.
В чем же дело? Что общего у всех этих христиан, буддистов, мусульман и атеистов? Ничего — это люди разных рас, культур, мировоззрений, языков. Общее у них только то, что все они — люди. Как сказал Пророк, « Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9)
Ошибка прекраснодушного интеллигента в не в ошибочном взгляде на Буддизм, а в ошибочном взгляде на человека. Он раз за разом полагает, что правдиво сердце человеческое и крайне непорочно, но вот какие-то внешние факторы - религия, экономика, культура - его портят. Дело-то обстоит наоборот - это лукавое и крайне испорченное сердце портит любую религию, культуру и экономику.
Конечно, некоторые взгляды или некоторые социальные условия могут содействовать злу, а некоторые — сдерживать его, и наш долг — поддерживать добро и противиться злу. Но чтобы делать это хоть сколько-нибудь эффективно, мы не должны заблуждаться относительно источника зла.
Этот источник находится у нас внутри — «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23)» Люди грешны и склонны ко всякому злу и безумию — это относится ко всем, в том числе ко мне, пишущему эти строки и к Вам, их читающему.
Кто-то сочтёт этот взгляд на человека безнадёжным; на самом деле, именно с него и начинается надежда, как надежда на излечение начинается с признания диагноза. Мы действительно глубоко испорчены и виновны, наш самоубийственный мятеж против Создателя привёл нас в поистине ужасное состояние. Мы действительно в опасности вечной гибели, потому что остаться в таком состоянии вечно — это и есть ад.
Но это — не последнее слово о человеке; последнее слово принадлежит Богу. Бог может и хочет спасти нас — изменить нас полностью, сделать нас из адских — райскими существами, ввести нас в Его вечную радость. Он настойчиво ищет нас, призывая нас принять Его прощение и Его помощь. Если мы доверимся и покоримся Господу, Он спасёт нас для блаженной вечности — и укажет нам, что нам делать во времени, чтобы не умножать зло, а нести добро.