Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию — «праведный гнев». Но Писание сочетает слова «праведный» и «гнев» только применительно к Богу — Он праведен в Своем гневе. Мы — нет.

С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.

То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас — мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином — значит быть в прямом и буквальном смысле «не от мира сего». Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. «Выйти и отделиться» — в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.

Одна из областей, в которой мы расходимся с миром — это этика в области пола. Другая — это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием — по довольно простой причине. Это работает коммерчески. Чтобы побудить человека к нужным заказчику действиям (покупкам соответствующих товаров, просмотру сериалов, набитых рекламой, покупке билетов в кино) нужно нажимать на его внутренние кнопки. А самые доступные кнопки — это секс и гнев. Чтобы преодолеть равнодушие потенциального потребителя и привлечь внимание, его надо соблазнить или разозлить.

Стандартный фильм — хоть голливудский, хоть наш — про то, как сначала плохие парни обижают хороших парней (море крови), потом хорошие парни, ободрившись, гвоздят плохих (еще большее море крови). Добро побеждает зло и вышибает ему мозги. Или сбрасывает в чан с расплавленным металлом. Или сжигает в перевернувшейся машине. Или еще чего-нибудь. И за всем этим стоит послание: ярость и гнев — это хорошо. Они делают тебя сильным, крутым и привлекательным, одним из «хороших парней», настоящим человеком. Хорошие парни — это не те, кто возводят дома, или растят детей, или рисуют картины — хорошие парни это те, кто гвоздят плохих парней.

В православной среде никто не будет публично делиться порнографией; а вот делиться гневом и яростью — сколько угодно. А ведь это тоже порнография. Только хуже. Порнография ни на что не претендует — а вот гнев претендует на то, что он «праведный». Мол, ему не только приятно предаваться — чувствуешь себя таким крутым — но и правильно, это можно и должно делать без всякого смущения и стыда.

Этому учит нас мир сей — и это настолько привычно, что бывает трудно понять, что Писание учит совершенно другому. «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс 36:8-9), «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Прит 19:11), «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:19-20). Гнев ясно назван среди плодов плоти (Гал 5:20).

Об этом же постоянно говорят и Отцы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что

«Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти», а Преподобный Нил Синайский наставляет: «Гнев — неистовая страсть — легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного — мерзостное курение, псалмопение гневливого — неприятный звук». Впрочем, поучений Святых Отцов против гнева и ярости так много, что привести их здесь все невозможно.

Гнев (как это вообще бывает со страстями) маскируется под что-то хорошее — ревность о чистоте веры, например. Но на самом деле это просто рационализация, которая приклеивается задним числом. Человек может быть раздражен чем угодно еще — финансовыми затруднениями, грубостью начальника, наконец, просто плохим сном и пищеварением — а потом это все уже будет выливаться в праведном гневе.

Дайте человеку отоспаться и решить его частные проблемы — и его неистовый гнев на злодеев, еретиков, развратников и прочих дурных людей пойдет на спад.

О неправедном гневе

Обычная ловушка — это то, что гнев, якобы необходим для решительных действий, и, в частности, для борьбы со злом. Столетия назад, когда человек оборонял свой дом от разбойников или хищников с топором в руках, это было так — выброс адреналина помогал мобилизовать ресурсы тела. Сейчас это может быть так в очень редких случаях — давать физический отпор злодеям нам приходится не часто.

А вот для того, чтобы поборать зло на уровне идей и убеждений, гнев не нужен. Он просто котрпродуктивен. Если от большой ярости Вы не попадаете по клавишам, Вы не убедите людей в Вашей правоте — Вы вызовете только отвращение и насмешки. Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет «если это — плоды его веры, то ну ее совсем». Конечно, это не плоды веры. Это плоды плохого пищеварения, грубого начальника, ворчливой жены и еще каких-то глубоко личных проблем. Но внешнему человеку это не объяснишь.

Это, конечно, относится не только к религиозным спорам. Политические и музыкальные предпочтения, пожелтевшие страницы истории, выбор между той или иной маркой компьютера, что угодно еще — люди охотно предаются гневу. И не менее охотно объявляют его праведным. Что же, с точки зрения достижения каких-то целей, например, убедить людей в чем-то — это глупо. С точки зрения Божественного Откровения, это грех.

0
0
Сохранить
Поделиться: