О неправедном гневе

Сергей Худиев предлагает раздражительным отоспаться

Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию – “праведный гнев”. Но Писание сочетает слова “праведный” и “гнев” только применительно к Богу – Он праведен в Своем гневе. Мы – нет.

С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.

То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас – мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином – значит быть в прямом и буквальном смысле “не от мира сего”. Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. “Выйти и отделиться” – в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.

Одна из областей, в которой мы расходимся с миром – это этика в области пола. Другая –  это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием – по довольно простой причине. Это работает коммерчески. Чтобы побудить человека к нужным заказчику действиям (покупкам соответствующих товаров, просмотру сериалов, набитых рекламой, покупке билетов в кино) нужно нажимать на его внутренние кнопки. А самые доступные кнопки – это секс и гнев. Чтобы преодолеть равнодушие потенциального потребителя и привлечь внимание, его надо соблазнить или разозлить.

Стандартный фильм – хоть голливудский, хоть наш – про то, как сначала плохие парни обижают хороших парней (море крови), потом хорошие парни, ободрившись, гвоздят плохих (еще большее море крови). Добро побеждает зло и вышибает ему мозги. Или сбрасывает в чан с расплавленным металлом. Или сжигает в перевернувшейся машине. Или еще чего-нибудь. И за всем этим стоит послание: ярость и гнев – это хорошо. Они делают тебя сильным, крутым и привлекательным, одним из “хороших парней”, настоящим человеком. Хорошие парни – это не те, кто возводят дома, или растят детей, или рисуют картины – хорошие парни это те, кто гвоздят плохих парней.

В православной среде никто не будет публично делиться порнографией; а вот делиться гневом и яростью – сколько угодно. А ведь это тоже порнография. Только хуже. Порнография ни на что не претендует – а вот гнев претендует на то, что он “праведный”. Мол, ему не только приятно предаваться – чувствуешь себя таким крутым – но и правильно, это можно и должно делать без всякого смущения и стыда. 

Этому учит нас мир сей – и это настолько привычно, что бывает трудно понять, что Писание учит совершенно другому. “Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,  ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. (Пс.36:8,9)” “Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. (Прит.19:11)”, “Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20)”. Гнев ясно назван среди плодов плоти (Га.5:20).

Об этом же постоянно говорят и Отцы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что

“Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти”, а Преподобный Нил Синайский  наставляет: “Гнев – неистовая страсть – легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного – мерзостное курение, псалмопение гневливого – неприятный звук”. Впрочем, поучений Святых Отцов против гнева и ярости так много, что привести их здесь все невозможно.

Гнев (как это вообще бывает со страстями) маскируется под что-то хорошее – ревность о чистоте веры, например. Но на самом  деле это просто рационализация, которая приклеивается задним числом. Человек может быть раздражен чем угодно еще – финансовыми затруднениями, грубостью начальника, наконец, просто плохим сном и пищеварением – а потом это все уже будет выливаться в праведном гневе.

Дайте человеку отоспаться и решить его частные проблемы – и его неистовый гнев на злодеев, еретиков, развратников и прочих дурных людей пойдет на спад.

 

Обычная ловушка – это то, что гнев, якобы необходим для решительных действий, и, в частности, для борьбы со злом. Столетия назад, когда человек оборонял свой дом от разбойников или хищников с топором в руках, это было так – выброс адреналина помогал мобилизовать ресурсы тела. Сейчас это может быть так в очень редких случаях – давать физический отпор злодеям нам приходится не часто.

А вот для того, чтобы поборать зло на уровне идей и убеждений, гнев не нужен. Он просто котрпродуктивен. Если от большой ярости Вы не попадаете по клавишам, Вы не убедите людей в Вашей правоте – Вы вызовете только отвращение и насмешки.  Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет “если это – плоды его веры, то ну ее совсем”. Конечно, это не плоды веры. Это плоды плохого пищеварения, грубого начальника, ворчливой жены и еще каких-то глубоко личных проблем.  Но внешнему человеку это не объяснишь.

Это, конечно, относится не только к религиозным спорам. Политические и музыкальные предпочтения, пожелтевшие страницы истории, выбор между той или иной маркой компьютера, что угодно еще – люди охотно предаются гневу. И не менее охотно объявляют его праведным. Что же, с точки зрения достижения каких-то целей, например, убедить людей  в чем-то – это глупо. С точки зрения Божественного Откровения, это грех.

 

ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.