Кто уплыл на «философском пароходе»?

«Философскими пароходами» называют два рейса немецких пассажирских судов, доставивших осенью 1922 года из Петрограда в Германию, в Штеттин, видных представителей российской творческой интеллигенции — ученых, врачей, деятелей искусства и культуры, которых коммунистическая партия считала противниками советской власти. Из страны на пароходах «Обербургомистр Хакен» и «Пруссия» были высланы многие деятели отечественной науки, среди которых были выдающиеся философы. Именно поэтому пароходы образно стали называть философскими.

О семи известных пассажирах «философского парохода» рассказывает «Фома».

 

Юлий Айхенвальд (1872–1928)

Литературный критик, переводчик, философ. Известен работами по русской и западноевропейской литературе. Автор выдающихся очерков об Ахматовой, Гумилеве, Блоке и других писателях. Считал, что главное в творческом процессе — боговдохновенная личность автора, не зависящая от исторической и социальной обстановки: «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Похоронен в Берлине на православном кладбище Тегель.

Некоторые работы: «Силуэты русских писателей» (1906), «Пушкин» (1908).

Цитата:

«Художник продолжает дело Бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечен великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы».

 

Николай Бердяев (1874–1948)

Николай Бердяев. 1912

Всемирно известный религиозный философ, прошедший путь от увлечения марксизмом к православному христианству. Участник известного сборника статей о русской интеллигенции «Вехи» (1909). Основатель парижского журнал «Путь» (1925–1940) — ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. Организатор Религиозно-философской академии в Берлине. В центре философии Бердяева «вечные вопросы»: личность и свобода, человек и государство, добро и зло. Работы Бердяева популярны до сих пор и вызывают яркие дискуссии, в том числе и в церковной среде.

Некоторые работы: «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1946).

Цитата:

«Максимальные требования нужно ставить прежде всего себе, а не другим. Максимальные требования к другим есть обыкновенно лицемерие и фарисейство. Христианство есть религия любви, и оно соединяет в себе суровость, строгость, максимальную требовательность прежде всего к себе, со снисходительностью, милосердием и мягкостью в отношении к ближним».

 

Иван Ильин (1882–1954)

Иван Ильин. 1909

Всемирно известный русский религиозный философ, правовед, публицист, сторонник Белого движения. Автор ведущих в истории русского идеализма трудов о Гегеле. Главная тема философии Ильина — судьба России и ее национальное возрождение. Обращаясь к религиозному опыту, считал, что по существу вера и знание — это одно, а философия в своем ядре содержит духовный опыт и близка к религии. После высылки читал публичные лекции в странах Европы.

Некоторые работы: «О сопротивлении злу силою» (1925), «Аксиомы религиозного опыта» (1953).

Цитата:

«Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон».

 

Лев Карсавин (1882–1952)

Лев Платонович Карсавин с женой, Лидией Николаевной Карсавиной. Фото 1900-х

Русский религиозный философ и историк-медиевист, поэт. Стоял у истоков исторической антропологии. Стремился к созданию системы христианского миросозерцания под влиянием раннехристианских учений, а также русской религиозной философии XIX века. Считал категорию всеединства фундаментальной для исторического процесса. После высылки был профессором истории в Вильнюсском университете. В 1949 году был обвинен по политической статье и арестован. Умер в 1952 году от туберкулеза в лагере Абезь (Коми АССР).

Некоторые работы: «О личности» (1929), «Поэма о смерти» (1931).

Цитата:

«Немного любивших, нашедших себя в другом, возлюбленных самою Любовью. Немногие, даже полюбив, опознали свою любовь; и живут они, словно в полумраке пещеры, обманываясь скользящими по стенам ее тенями».

 

Николай Лосский (1870–1965)

Семейный портрет. Збраслав. После 1922 г. Николай Лосский – крайний справа

Русский религиозный философ, один из основателей интуитивизма. Считал, что познание осуществляется с помощью различных видов интуиции: чувственной, интеллектуальной, мистической. Профессор философии в Русской духовной академии в Нью-Йорке (1947-50). Главная задача его философии — построить «теорию о мире как едином целом» на основе религиозного опыта.

Некоторые работы: «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» (1931), «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953).

Цитата:

«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа, есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием».

 

Питирим Сорокин (1889–1968)

Питирим Сорокин с семьей. Массачусетс, США. Весна 1934 года

Всемирно известный русско-американский социолог, философ и культуролог. Руководитель первой в России кафедры социологии в Петроградском университете. Основатель социологического факультета в Гарвардском университете. Президент Американской социологической ассоциации. Не избежал мировоззренческих противоречий, но даже в момент увлечения революционными идеями пытался оставаться церковным человеком.

Некоторые работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), «Система социологии» (1920).

Цитата:

«Насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле».

 

Семён Франк (1877–1950)

Семен Франк

Всемирно известный русский религиозный философ. Один из авторов сборника «Вехи» (1909). Разочаровавшись в марксизме, сознательно принял православие в 1912 году. Важнейшие проблемы философии Франка — проблема бытия, человека и его связи с Богом, исследование причин кризиса рубежа XIX-XX вв. и последствий октябрьского переворота. Стремился примирить рациональную мысль с религиозной верой. Преподавал в Берлинском университете.

Некоторые работы: «Смысл жизни» (1926), «С нами Бог» (1949).

Цитата:

«Религиозное, внутреннее делание, молитва, аскетическая борьба с самим собой есть неприметный основной труд человеческой жизни, закладывающий самый ее фундамент».

 

Читайте также:

Философия: любовь к мудрости или сама мудрость?

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (20 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.