Картина как отображение истории

Во вторник 4 февраля в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы, в рамках проходящей выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет», прошла презентация картины Карла Лемоха «За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г.»

Великий князь Сергей Александрович (1857-1905) был пятым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны. На портрете Лемоха он изображен читающим в своем кабинете в усадьбе Ильинское под Москвой, которую предпочитал шумному Санкт-Петербургу.

Открывая презентацию, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин заметил, что встреча посвящена человеку, «который вложил очень много сил, своих знаний и умений для того, чтобы Исторический музей существовал».

Говоря о том, что сегодня общество многое пересматривает, отказывается от различных идеологем, касающихся многих исторических персон, Алексей Левыкин отметил:

- Если говорить о князе Сергее Александровиче, то достаточно сказать одно – при нем и при его участии были созданы две организации, два музея, которые вообще олицетворяют культурный облик Москвы – Государственный исторический музей и знаменитый Пушкинский музей.

Картина как отображение истории

- Мы говорим, действительно, об очень интересном человеке, сложном человеке. И чем сложнее личность, тем она интереснее для нас, - добавил глава ГИМа.

В заключение своего выступления Алексей Левыкин поблагодарил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», который и передал музею презентуемый портрет великого князя.

В свою очередь, глава Общества Анна Громова рассказала, что картина работы Лемоха была приобретена на торгах аукционного дома-кабинета благодаря помощи фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».

- Для нас эта картина особенно важна потому, что наш Фонд начал свою деятельность с возрождения приходской жизни в селе Ильинское-Усово. Это усадьба императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которую унаследовал после смерти матери великий князь Сергей Александрович, - сказала она.

Картина как отображение истории

Рассказывая о самой картине, Анна Громова заметила:

- Неудивительно, что Карл Лемох запечатлел великого князя в минуты чтения, потому что увлечение литературой было одной из важнейших составляющих его жизни. И как все прочее, свое увлечение книгами великий князь Сергей распространял в рамках своей просветительской деятельности.

Напомнив, что великий князь создал в Историческом музее Большой зал для исторических чтений, глава Фонда сказала:

- Вообще великий князь Сергей Александрович считал, что изучение отечественной истории – это залог нашего прогресса, залог нашего движения вперед.  Поэтому среди книг, читаемых в Ильинском, особе значение придавалось историческим книгам и журналам.

Анна Громова также сообщила, что сейчас запущена трехлетняя программа по исследованию деятельности великого князя в бытность его на посту московского генерал-губернатора.       

- Благодаря ему … совершенно на новую ступень поднялось московское коммунальное хозяйство, усовершенствовалась система водоснабжения, появились новые мосты, по Москве пошли трамваи, было подведено освящение улиц и сделано многое-многое другое, - заключила глава Елисаветинско-Сергиевского общества.

Картина как отображение истории

Зам. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов заметил, что данная выставка «делает очень многое для того чтобы москвичи и гости столицы узнали не очень понятную, не очень известную нам страницу истории города».

- Именно поэтому Правительство Москвы оказывает, и будет оказывать помощь обществу в его деятельности, направленной на раскрытие истории Москвы и городского управления, которым много лет занимался великий князь Сергей Александрович, - добавил представитель столичных властей.

Картина как отображение истории

Автор и куратор выставки «Романовы. Портрет Династии» Евгений Лукьянов, назвав картину Карла Лемоха «жемчужиной» экспозиции, отметил, что сам автор портрета «больше известный как художник-передвижник», был также «прекрасным царским и великокняжеским портретистом».

Куратор экспозиции заметил, что портрет великого князя Сергея Александровича – «одна из редких работ Лемоха, сохранившаяся именно в таком стиле».

- Вообще всегда явление неизвестного ранее живописного портрета кого-либо из Романовых – большое событие в искусстве, - заключил Евгений Лукьянов.

Картина как отображение истории

Приглашенный в качестве гостя выставки, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Русская Православная Церковь Зарубежом) отметил, что собранные воедино в портретах и фотографиях «все члены царской династии, начиная от Петра I до Николая II» вызывают «трепет».

- Я чувствую, что у нас (посредством данной выставки – ред.) появилась возможность понять собственное предание – русское, российское.  Думаю, что это необходимо, - сказал владыка Михаил.

Картина как отображение истории

Подробнее о личности великого князя Сергея Александровича рассказал автор книги «Царственный витязь и подвижник земли русской», доктор филологических наук, профессор Государственной Академии славянской культуры Владимир Мельник.

- Сергей Александрович с детства хорошо знал мировую литературу, читал на английском Шекспира, на немецком читал Гейне, Гете. Специально учил итальянский язык, чтобы читать в оригинале Данте, которым он восхищался. Но, конечно, прежде всего, он знал русскую литературу, - отметил Владимир Мельник.

По его словам, по-сути, великий князь приобщил к русской литературе свою супругу Елизавету Феодоровну, немку по происхождению и будущую святую мученицу.

- В Ильинском Сергей Александрович проживал вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной и как бы руководил ее чтением, потому, что она только входила в великую русскую культуру. Он сам выбирал для нее книги, очень много читал вслух, потому что чтец он был отменный, - отметил эксперт.

В заключение Владимир Мельник подчеркнул, что «самой главной книгой, которую читал Сергей Александрович, было Евангелие».

Работа выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет» продлится в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы до 10 февраля.

Картина как отображение истории
Картина как отображение истории
Картина как отображение истории
Картина как отображение истории
Картина как отображение истории

Фото Сергея Милова/журнал "Фома"

0
0
Сохранить
Поделиться: