Хорошая привычка

"Реплики" Александра Ткаченко

Человек ко всему привыкает. К обстановке, к ежедневному своему окружению, к словам, звучащим достаточно часто. Так и в Церкви за какое-то время верующий успевает привыкнуть ко многому и начинает воспринимать происходящее за богослужением как нечто обыденное, ставшее для него родным и близким. Но в уютное это ощущение привычности нет-нет, да и врывается время от времени нечто новое, ломающее сложившиеся стереотипы. Нет, конечно же в самом богослужении все остается как прежде: по чину и благообразно. Просто сам ты неожиданно узнаешь что-то новое, и ставшая привычной реальность вдруг раскрывается перед тобой на совсем ином уровне. И ты видишь – насколько плоско и примитивно ты понимал вещи, которые еще совсем недавно представлялись тебе такими привычными и вроде бы не вызывали никаких вопросов.

Ну вот, например, известный любому церковному человеку возглас – «Благословен Бог наш – всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Кажется, ну уж куда привычнее: на каждом богослужении это звучит. И вроде бы ясно все верующие люди восхваляют своего Бога, и говорят, что эта хвала навсегда, навечно. Потому что Бог неизменен. А это значит, если мы хвалим его сегодня, значит, и завтра, и послезавтра и через тысячу лет эта наша хвала будет точно так же актуальна.

Чего тут можно еще усмотреть? Вроде все ясно.

А вот мне недавно один знакомый батюшка объяснил этот молитвенный возглас так, что я только диву дался,  насколько же мои представления о нем оказались далеки от его подлинного содержания. Оказывается, слово «всегда» здесь означает вовсе не хронологическую категорию. В греческом варианте этого возгласа стоит слово, которое предполагает понимание «всегда» как «во всех случаях, несмотря ни на что». Чувствуете разницу? «Благословен Бог наш – всегда…» — на самом деле означает, что мы благословляем нашего Бога и в радости, и в горе. То есть, благословен Бог не только, когда нам прибавляют зарплату, и повышают в должности, но и когда у нас умирает ребенок, сгорает дом, или сами мы едва живые от боли лежим в онкологическом диспансере. Ведь все, что с нами происходит – результат его Промысла о нас. И мы верим, что Промысл этот всегда благой, всегда направлен к нашей пользе, даже если нам от этого бывает больно, страшно и кажется, порой, что жить дальше нету никаких сил. Поэтому, благословен наш Бог всегда…

Вот какое отношение к Богу открывается за привычными словами. И, по-моему, если уж открыл для себя такой их смысл, то привыкнуть к нему уже вряд ли получится. Потому что каждый раз, когда они звучат в храме, это будет  как экзамен. На котором придется вновь и вновь смотреть в свое сердце, и спрашивать себя:  «Так ли ты веруешь? Готов ли благословлять своего Бога ВСЕГДА, что бы Он тебе ни послал?» Ну а если и привыкнешь к такой «ревизии» в своей душе, думаю, это будет уже очень правильная привычка.

 

Ткаченко, баннер

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Январь 30, 2015 0:40

    «В греческом варианте этого возгласа стоит слово, которое предполагает понимание «всегда» как…»
    Довольно часто читаю: «в греческом так», а «в русском этак», но в русском — всегда с искажением, утратой подлинного смысла. Ну, беда просто какая-то: прямо хоть древнегреческий язык изучай!.. параллельно с арамейским.
    Только один «Логос» чего стоит! Понять суть и смысл Логоса, значит постичь Слово, которое суть Христос, Евангелие, а Им — Истину, Бога Троицу.

  • Miledi Black
    Январь 30, 2015 9:31

    Такая правильная привычка для безвольных людей, фанатиков веры

  • Ольга Фатеева
    Февраль 1, 2015 21:01

    Спасибо, очередное большое спасибо Александру. Надо обязательно вникать в привычное, узнавать что-то новое для себя трудясь, читая, слушая, интересуясь. Иначе нельзя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.