Как мы уже писали, в Новом Завете для обозначения слова «грех» используются шесть разных слов с очень близким значением. Каждое из них высвечивает разные смысловые грани этого понятия и позволяет взглянуть на него с еще одной, подчас неожиданной стороны. Мы уже писали о грехе как о непопадании в цель – древнегреческое слово ἡ ἁμαρτία (hamartia), и о грехе как падении – слово τό παράπτωμα (paraptōma).
Сегодня же мы поговорим о грехе как непослушании или неспособности слышать, понимать. Древнегреческое слово ἡ παρακοή (parakoē) имеет два основных значения, тесно связанных между собой. Это, во-первых, неспособность слышать, когда, если так можно выразиться, что-то слышат краем уха, очень смутно и искаженно. Во-вторых, ἡ παρακοή значит непослушание.
В Новом Завете оно как синоним слова «грех» встречается три раза (Рим. 5:19; 2 Кор. 10:6; Евр. 2:2) и переводится как непослушание. Таким образом, благодаря этому слову, грех можно понимать не только как непопадание в цель (когда человек перестает соответствовать замыслу Божиему о нём) и падение или временное бессилие. Грех – это также непослушание Богу, нежелание следовать Его заповедям.
Совпадение в одном слове двух значений – неспособность слышать и непослушание или нежелание слушать – говорит, на наш взгляд, о том, как тесно переплетены в человеке его интеллект и воля. Попытка ответить на вопрос, почему человек не следует заповедям – то ли потому что не способен их услышать или понять, то ли потому, что не хочет их по-настоящему услышать – напоминает проблему, что возникло раньше, курица или яйцо.
Интересно, что слово ἡ παρακοή образовано от слов ἡ ἀκοή (akoē) – «слух», «слышание», «слушание», и приставки παρά (para) со значением искажения, отступления. Тогда ἡ παρακοή можно переводить на русский язык как «параслух» (искаженное, неверное слышание) по аналогии, скажем, со словами «паралогика» и «паранаука».
И тут можно вспомнить, что христианский философ Кьеркегор рассуждал о том, что противоположностью греха является вовсе не добродетель, а вера. Христианские добродетели – это то, что из веры возникает, что может появиться в подлинном своем виде только на ее основе. Ценность добродетели самой по себе характерна скорее для языческого сознания. И этому тезису Кьеркегора можно сопоставить следующие слова апостола Павла: «Вера от слышания (в подлиннике – ἡ ἀκοή), а слышание – от слова Божия» (Рим. 10:17).
То есть, получается, что для веры нужно иметь правильный слух, правильную внутреннюю настроенность как способность услышать Божии заповеди. Грех как непослушание Богу означает отсутствие этой правильной настроенности, когда внутренний слух у человека искажен, и он слушает лишь самого себя. Ему надо прозреть и избавиться от этой духовной глухоты, чтобы грех, «параслух» или неправильное слышание был отброшен, и чтобы на смену ему пришли добродетели, которые рождаются из веры, а та, в свою очередь, появляется благодаря правильному слышанию слова Божия. Только тот, кто правильно слышит и верит, сможет с Божией помощью победить в себе грех.
Фото ishawalia/www.flickr.com/фрагмент