Недавно я ещё раз наткнулся на популярный набор фраз «моей вере не нужны посредники», «мне не подходит такая-то вера», «моя вера не нуждается в том, что...» и подумал, что во всех этих высказываниях есть какая-то фундаментальная языковая ошибка. Если, скажем, иностранец, плохо говорящий по-русски, скажет, «царь повелела и приказала», мы поймём, что он путается в грамматике; если он скажет, «я повелел и приказал царю» - нам будет ясно, что он, видимо, не понимает значения слова «царь». В словах «моей вере не нужны...» есть ошибка, указывающая на непонимание значения слова «вера».
В центре веры в библейском смысле этого слова нахожусь не я. Мои хотения и предпочтения, мои представления о моих нуждах, мои запросы и желания не имеют отношения к делу. Центр веры — Бог. Да, в итоге мои нужды будут восполнены, глубочайшая жажда моего сердца будет насыщена, я — а не только другие — обрету вечную радость, но все это станет возможным только после того, как я перестану ставить себя в центр мироздания. Перестану рассуждать о моей вере и приму веру Божию.
Вера — это личная встреча. А любая личная встреча — даже с другим человеком — предполагает, что у второго участника есть право голоса в определении условий этой встречи. Если Вы скажете «моей встрече не нужно слушать другую сторону» — она так и останется исключительно Вашей. На нее никто больше не придёт.
Когда Вы встречаетесь с кем-то, кто почтеннее, старше или просто иерархически выше Вас, встречу обычно назначает он. Вы не говорите ему «подъезжайте туда-то». Это он говорит Вам, куда следует подъехать.
Условия нашей встречи с Богом определяет Бог, а не мы. Нас никто не спрашивает о том, на каких условиях мы готовы встретить Бога, что нам для этого нужно. Это было бы нелепо. Мы не ставим условий Богу. Осмыслен другой вопрос — на каких условиях, как и где Бог готов нас встретить. Как нам узнать это? Очевидно, только от него Самого, если Он обратится к нам и скажет это.
И вот в основании нашей веры лежит тот факт, что Бог обратился к нам, заговорил, более того, сошёл с небес, чтобы навсегда пребыть с нами. Как говорит Евангелие от Иоанна, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. ... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:1,2, 14)» Бог стал человеком в лице Иисуса Христа, чтобы пребыть с нами и спасти нас. Он принял на себя нашу, человеческую плоть, понёс на Себе наши грехи, умер нашей смертью, воскрес, чтобы и мы воскресли. Настолько — до Голгофы — простёрлось Его желание встретить и спасти Вас. Вопрос в том, насколько сильно Вы хотите его встретить?
Начальник по работе, деловой партнёр, кто-то ещё, в ком вы заинтересованы, назначает Вам встречу — и Вы являетесь. Готовы ли Вы явиться на встречу, назначенную Богом? Бог ожидает нас там, где призывается Его имя, там, где люди собираются на молитву Ему, там, где, самое главное, совершается Таинство, которое установил Господь Иисус — таинство Евхаристии. В Церкви Божией. Он назначил встречу именно здесь.
Поверить, принять слово Божие, признать Иисуса Христа тем, кто Он поистине есть, Господом, безусловным Владыкой в Вашей жизни — Ваш и только Ваш выбор. Его никто не может сделать за Вас. Его невозможно сделать через посредника. Но если Вы сделаете его, он приведёт Вас в Церковь. Не как к посреднице, как к Матери.