Два пути Украины

Сергей Худиев о законе, Церкви и насилии

Сейчас Украина переживает сложное время, когда в законодательных собраниях,  на улицах, и, главное, в сознании людей, сталкиваются две силы, два образа будущего. Обе эти силы участвовали в протестах, но сейчас их пути разошлись.  Одна из них связана с той «европейской мечтой» которая побуждала людей бороться за подписание ассоциации с ЕС. Можно по-разному относиться к самому подписанию, и по разному оценивать блага, которые оно может (или не может) принести — но для людей оно было (и остается) символом европейской мечты. Мечты об обществе свободы и достатка, которое живет по закону. Обществе,  в котором к жизни, достоинству и правам каждого человека — любой национальности, любой веры —  относятся с уважением. Обществе открытом и дружелюбном.

И есть другая сила — которая живет не «европейской мечтой», а примитивным трайбализмом, когда сплоченность своего племени достигается за счет подавления «чужаков», подмены национальной общности племенной, возбуждения самых темных первобытных страстей.

Одна сила ищет цивилизованной жизни, где конфликты решаются по закону, а споры о собственности происходят в суде. Другая — хочет опираться на прямое насилие. Одна сила думает о будущем страны, о решении стоящих перед ней проблем, о ее мире, о достатке ее жителей. Другая — о том, чтобы вволю покуражиться здесь и сейчас, а чем платить заплаты и пенсии, как обеспечивать работу промышленности — это уже неинтересно.

Фото Ивана Бандуры

 

Одни украинцы  в Львове демонстративно говорят по-русски, чтобы подчеркнуть свою солидарность с русскоязычными гражданами страны, другие скандируют «Москалей на ножи!». Одни украинцы (и при этом сторонники Майдана) охраняют Киево-Печерскую Лавру от мародеров, другие — угрожают епархиальному управлению в Сумах. Примеры можно умножать, но общая линия разделения ясна. И отношение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата — проявление принадлежности к одной из двух сил.

Как сказано в заявлении Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

«Мы обращаемся ко всем православным христианам Украины, невзирая на их политические предпочтения, с призывом не допустить посягательств на святыни. Благодарим тех, кто уже вставал на защиту храмов и обителей, не дав подвергнуть их поруганию и отторгнуть от истинной Церкви».

Для верующего человека очень важно духовное измерение происходящего. Каковы мотивы верующих, сохраняющих верность канонической Церкви? Это мотивы религиозные. Для православного человека жизненно важно пребывать в общении со Вселенским Православием, со всей совокупностью поместных Православных Церквей. Это единство обеспечивается хранением святых канонов и  взаимным признанием православных Патриархов — которые торжественно поминают друг друга на богослужениях и пребывают в евхаристическом общении.  Мысль о том, чтобы разорвать с этим единством, кажется православному человеку ужасной — и это действительно ужасно.  В общении со всеми поместными Патриархами находится Патриарх Московский и Всея Руси; самопровозглашенный «Киевский Патриархат» не признан никем из них.

Каковы мотивы тех, кто хотел бы отнять у Церкви ее святыни и передать их Киевскому Патриархату?  Это мотивы политические, национальные, даже племенные. Митрополита Почаевского Владимира обвиняли не в том, что он неправо верит, и не в том, что он нарушил каноны, и не в каких-то личных грехах, а в том, что он, родившийся и всю жизнь прослуживший в Украине,  — «москаль».

Впрочем, и среди приверженцев Киевского Патриархата немало людей, которые понимают, что достичь каких-то целей — политических, а уже тем более духовных, действуя грубым беззаконием, невозможно.

Для Украины, экономика которой переживает не лучшие времена, необходимо экономическое сотрудничество и с Россией, и с Европейским Союзом — а проявления трайбализма делают это сотрудничество затруднительным. Нападения на Церкви могут произвести только самое отталкивающее впечатление и в России, и в Европе, и причинить огромный вред Украине в целом. Очевидно, это совсем не та картина, которую большинство жителей Украины хотели бы показать миру. Церковь непрестанно молится о том, чтобы в Украине победили силы, ищущие мира своей стране, чтобы нынешний кризис был преодолен, и все жители Украины жили в обстановке мира, достатка и уважения к закону.

 

 

hudi-new ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.