Дети за тридцать

О слове "инфантилизм" и о том, почему оно не всегда объясняет поведение человека

Если хотите привести пример до невозможности заезженного слова — смело выбирайте «инфантилизм». Тонны бумаги уже потрачены психологическими журналами и книжными издательствами на решение «главной проблемы современности». Из-за подобной замусоленности термина так и хочется добавить — проблемы надуманной. Ан нет. Судорожные попытки найти имя очевидного для всех явления еще не отменяют самого явления.

Страх перед принятием решения, постоянное стремление свалить ответственность на плечи других (родителей ли, супруга ли, начальника, врача или священника — неважно), бессмысленное шатание по жизни без всяких планов (да не на все будущее даже, хотя бы на завтрашний день) и т. д. Неужели кто-то из нас не сталкивался с таким типом поведения?

Поведение — вот ключевое слово. Раз уж мы вспомнили об увлеченности авторов психологических журналов темой «вечной молодости», то давайте скажем, что в профессиональной психологии анализ внутреннего мира человека, его мотивов, желаний, фобий и т. д. возможен именно на основе его поведения. И здесь понять, какие формы этого поведения можно отнести к инфантильному, вполне возможно. Но все осложняется, когда мы пытаемся разобраться в причинах тех или иных поступков. Тут-то и оказывается, что отставание психологического возраста от физического далеко не всегда является главной причиной безответственности, нерешительности и т. п. Провоцировать такое поведение может целая масса причин.

Материал по теме


Иллюстрации Frits Ahlefeldt-Laurvig

Вселенная-26

Мальчики и девочки растут, приобретают деньги, вещи, статус, права, но общество полнится себялюбивыми и несчастными людьми. Не так уж неправ ироничный французский писатель Жильбер Сесброн, когда говорит, что юноша превращается во взрослого, когда наконец сознаёт, что взрослых на свете не существует...

Получается, что вполне очевидное, понятное каждому из нас поведение не всегда можно назвать инфантилизмом. И тем не менее сейчас вы прочтете еще несколько статей, пестрящих этим словом. Почему же и мы попадаем в эту терминологическую ловушку? Да потому лишь, что другого подходящего наименования для этой серьезной, действительно острой проблемы люди еще не придумали. С этим термином легче работать. Вспомните, например, что в греческом тексте Евангелия сразу несколько слов обозначают то, что мы называем просто — «любовь». То же, между прочим, и со словом «грех», которому мы посвятили целую серию выпусков нашей рубрики «Толковый словарь». Вот и с инфантилизмом — аспектов проблемы мы видим много, а слово нашлось всего одно. И нашлось оно сравнительно недавно.

Так стоит ли говорить о столь размытом пока еще понятии? Безусловно — да. Потому что полностью состояться в жизни (особенно если речь о жизни духовной) без борьбы (особенно борьбы в себе) с так называемым «инфантилизмом» попросту невозможно.

Давайте попробуем, размышляя, «прощупывая» каждый из аспектов этой проблемы, найти для каждого из них свое слово. Разве не так поступают с незнакомыми предметами познающие наш взрослый мир дети?

 Арсений Русак,
заместитель главного редактора

Читайте также:

Вселенная-26

Андрей Рогозянский о невзрослеющих людях:

Сроки перехода от детских забав во взрослую жизнь не определены, респонденты по сути сами не знают, когда «вырастут». Это не мальчики и не мужчины, а «ребята», и живут они в особом игровом мире, независимом от требований родителей, свободном от взрослой ответственности, откладывая вступление в брак и рождение детей, концентрируя усилия на развлечениях и в то же время ощущая себя крайне неуверенно и неуютно.

Игра в прятки с Господом

Протоиерей Андрей Лоргус о том, почему инфантильные люди часто скучают

Сознательно невзрослеющему человеку никогда не будет так интересно в этом мире. Детский способ жизни ограничен, в нем нет настоящей красоты, разнообразия, неожиданности, он симпатичен и приятен, но он прост, привычен и понятен. До тех пор пока человек не созреет, он в мире пришелец, он не может вкусить его горестей, но и радостей он не способен ни разделить, ни даже увидеть. Именно поэтому инфантильность часто прячется в игры, прячется в нереальные миры, чтобы удовлетворить каким-то образом свое любопытство, свое желание творчества. Такой человек не понимает, что дар реальности, дар жизни — гораздо богаче любой фантазии, даже любого счастливого мгновения.

cover146-900 Июнь 2015 (146) №6
рубрика: »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.