Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?

admin-ajax (1)Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород – на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (глава 11, стих 13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево – ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон? Неужели это было просто сделано от раздражения, от досады?

Смоковница – плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы – Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (книга Бытия, глава 3, стих 7). В символике Ветхого Завета смоковница – образ мира и Божественного благорасположения.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы – Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

Смоковница. Автор рисунка: Вера Маханькова

Какой же плод должна была принести «смоковница»? Стержень Ветхого Завета – подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды… Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа – вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь – от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, «удобрял», «окапывал» и «возделывал» окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.

Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жег огнем неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы – а иссушив смоковницу, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.

Проклятие бесплодной смоковницы – это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов – в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).

Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но…

Смоковница. Автор рисунка: Вера Маханькова

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус – это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны.

В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание – это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне – любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены… Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце… Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Автор рисунков: Вера Маханькова.

24 № 1 (24) 2005
рубрика: Архив » 2005 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (36 votes, average: 4,97 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Томислава
    Апрель 8, 2015 14:46

    Большущее спасибо за такую прекрасную и подробную статью! Искала и смотрела много пояснений в интернете, но они все были сухими и сводились к выводу «Христос проклял смоковницу».
    Теперь всё предельно понятно.

  • Татиана
    Июнь 9, 2015 21:30

    Спасибо за прекрасную, исторически подробную проповедь. Библия — это кладезь мудрости и тайн, её можно изучать без конца.

  • Кей
    Июль 24, 2015 20:54

    Когда Иисус Христос засушил смоковницу (Мк., 11:13-14, 20), то он это сделал не просто от собственной глупости. Это не просто проявление несправедливости. Нет, это был мистический акт. На Востоке (и не только) смоковница — языческий символ жизни. Прокляв её, Иисус показал, что его учение — СМЕРТЬ!

  • Диана
    Сентябрь 11, 2016 22:15

    Как долго мне не давала покоя смоковница…..Спасибо

  • Кухливский
    Октябрь 2, 2016 7:51

    Благодарю за этот труд, добр для разумения, лёгок для прочтения без измышлений и умствований…!

  • Ольга
    Октябрь 18, 2016 11:30

    Спасибо. Многое поняла. Было полезно

  • weeter
    Декабрь 1, 2016 3:53

    Притчи, которыми говорит Иисус только расширяют смыслы того, что он говорит. Смыл притчи о смоковнице действительно отражает потребность Бога в плоде, которого он ожидает от человека — полного единства с Богом в жизни в которой нет места смерти. А проклятие смоквы, скорее имеет отношение к потопу, в котором человечество было проклято и уничтожено. Бог ждал плода от человека, а не смирение я со смертью. Зелени без будущего — без плода. Потому, мне думается, он далее говорит:
    22. Иисус, отвечая, говорит им:
    23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
    24. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
    25. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
    26. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
    (Св. Евангелие от Марка 11:22 -26)
    Каждый, кто искал спасения в потопе, кроме Ноя, уповал на себя, на истукана, на достижения цивилизации, на чудо, и на все другие тупиковые пути развития человеческого духа, так как человек смирился со смертью То есть еще до самой смерти устремил душу свою к смерти в разделении с Богом, вне Его и не с Ним, так как вечность жизни есть в Боге, и с Богом. .Человек принял смерть, перед потопом, и более того, перестал стремится к вечности через Бога. Посему смоква была зелена, а плода на ней не было, будущего не было,. Но его и не могло быть, так, как не пришло время, но, оно и не могло придти ибо веры в Бога, перед потопом уже и не было…
    Смирение со смертью приходит вместе с грехом. Грех усмиряет человека в смерти. Ибо смерть — утешение душе снедаемой грехом. При этом грех всегда выражается в обвинении другого за то, что делаешь сам. Как к примеру Адам обвинил Бога, за то, что тот дал ему жену, и жену, за то, что та дала ему плод запретного дерева, себя же он выставляет жертвой того, что он сам же и совершил. Ну или хохлы обвиняют Россию за то, что развалили страну сами. И если толковать данный эпизод Евангелия по иному, то смысл и последовательность повествования разрывается и теряется. .

  • Денис
    Декабрь 1, 2016 7:49

    Благодарю за пояснения!
    Подскажите, опирался ли автор на мнения святых мужей. Если да, то можно ли ссылки увидеть?

  • Александр
    Декабрь 1, 2016 10:43

    В тексте нестыковочка.
    А автор пишет: «Плоды на ней (смоковнице) появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но…».
    Хотя до этого выше вспоминает слова из Евангелия от Марка: «Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (глава 11, стих 13)».
    То есть получается евангелист Марк говорит, что было не время собирания смокв (и ему, наверное, было виднее), а в статье автор проводит мысль, что плоды, мол, должны были быть, но их не было… Роман (Маханьков) прошу дополнить статью. Почему происходит такая нестыковка?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.