ЧТО ТАКОЕ…

…Церковь

Церковь — это не просто собрание людей, разделяющих общую веру, это живое тело, организм, живущий благодаря тому, что в нем пребывает Сам Бог, Который особым образом передает верующим Свою благодать через церковные Таинства. Как любое живое тело, Церковь обладает определенным внутренним устроением, структурой, в которой каждый верующий занимает определенное ему Божьим Промыслом место. Днем рождения христианской Церкви является день Пятидесятницы, когда по обетованию Спасителя Святой Дух сошел на собрание Апостолов, в котором также присутствовала Мария, Матерь Господа Иисуса.

…апостольское преемство

Апостольское преемство — непрерывная цепочка рукоположений, которая проходит через все века в истории Церкви с самого ее основания и связывает любого православного епископа или священника с Апостолами; никто не поставляет себя пастырем сам, но принимает это служение от Церкви, той самой, о которой Сам Господь сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).

Уже с самого начала бытия Церкви в ней складывается определенная иерархия; как рассказывает книга Деяний Апостольских, Апостолы рукополагают пресвитеров каждой Церкви (Деян 14:23), в свою очередь ученики, которые получили рукоположение от Апостолов, рукополагают других (Тит 1:5). Рукоположение — не просто административное назначение; это передача особых благодатных даров, необходимых для пастырского и учительского служения. По свидетельству Апостолов, блюстителей (по-гречески — епископов) в Церкви поставляет Сам Святой Дух (Деян 20:28).

…Таинства

Таинство — особое действие Бога в Церкви, в силу которого невидимая благодать Божия передается верующим через видимые действия епископа или священника. В Православной Церкви существует семь Таинств: Крещение, Исповедь, Причащение, Миропомазание, Брак, Священство, Елеосвящение.

…чины церковные

Постепенно, по мере роста церковного организма, в Церкви сложилась трехступенчатая иерархия — диаконы, священники и епископы.

Духовенство традиционно принято делить на две категории: «черное» и «белое». Черное духовенство состоит из людей, принявших монашество. Монах-диакон называется иеродиаконом, священник-монах — иеромонахом. Архиерейский сан может принять лишь монашествующий представитель духовенства.

Представители же белого духовенства пострига и соответствующих обетов не принимают, до принятия сана они имеют право жениться и завести семью (священник, не сделавший это, называется целибатом). Белый священник не может быть рукоположен в архиерейский сан.


Епископ
Епископы составляют высший чин в Церкви. Они могут совершать все Таинства и все церковные службы.

В этом отношении они равны между собой, но старейшие и наиболее заслуженные из них называются архиепископами, епископы столичных городов (греч. — митрополий) называются митрополитами, Епископы древних столиц, (например, Иерусалима, Константинополя, Антиохии, а с XVI века и Москвы) называются патриархами.
Священники могут совершать с благословения епископа все таинства и церковные службы, кроме рукоположения в сан, которое положено совершать только епископу.

Священник
Диакон Диаконы помогают епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

… облачение

Церковь выражает свою веру не только в словах, но и в устройстве богослужения, в архитектуре и внутреннем убранстве храма, во всем строе церковной жизни. Все это составляет своего рода символический язык, язык богообщения и проповеди. Одна из сторон этого языка — одежды священнослужителей; в них нет ничего случайного, все несет определенный смысл. Богослужебные одежды называются облачениями. Своими особенностями обладают и облачения епископов, высших церковных иерархов.



…посох

Знаком епископской власти является посох, напоминающий о посохе, который брали с собой путешественники и, в частности, Апостолы, которым Господь повелел «идти и научить все народы». Посох также напоминает о пастухе, который заботится о своем стаде, отгоняет хищников и направляет овец на обильные и безопасные пастбища. Священное Писание употребляет слово «пастырь», то есть пастух, по отношению к Богу, Господу Иисусу Христу, и к епископам Церкви.

Епископский посох обладает навершием, напоминающим якорь; этот символ восходит к библейским словам о христианской надежде как о якоре безопасном и крепком (Евр 6:19); кроме того, он связан с постоянно повторяющимся в церковном Предании образом Церкви как корабля, который через житейские бури и смуты несет верных к берегам Царства Небесного.

…митра

Митра — высокий головной убор, который во время богослужения надевает епископ. Он символизирует терновый венец Спасителя. Хотя мы привыкли к изображениям узкого тернового венца, в действительности

по форме он больше напоминал высокую шапку, похожую на нынешнюю митру. Право ношения митры дается и некоторым особо заслуженным священникам.

…панагия

Панагию — медальон с изображением Матери Божией или Спасителя — епископ носит вместо наперсного креста.

…дикирий и трикирий



Дикирий (две соединенные друг с другом свечи) и трикирий (три соединенные свечи) находятся во время богослужения в руках у епископа. Ими он благословляет молящихся. Согласно литургической традиции две свечи символизируют собой две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую. Три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы.

Использована картина Е. Черкасовой "Пятидесятница"

DSC_3537 СОКОЛОВ Алексей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Руководитель интернет-проектов
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.