Что делать, если ребенка дразнят в школе из-за родителей? Из-за того что они — инвалиды или небогатые люди, или еще по каким-либо другим поводам? Как помочь справится с ситуацией? Отвечает Людмила Петрановская, педагог-психолог, лауреат премии Президента РФ в области образования.
Если говорить о детском коллективе, то следить, чтобы ребенка не травили — неважно по каким поводам, — должен педагог, который отвечает за этих детей, занимается с ними, поскольку маленький, семи-восьмилетний ребенок сам никак не сможет ответить, если его будут дразнить. Отслеживать подобные вещи и пресекать их — задача взрослых.
Будет ли иметь место подобная ситуация в школе — зависит от коллектива. Маленькие дети сами не в состоянии устанавливать моральные нормы. Есть коллективы, в которых могут травить за родителей, есть коллективы, где подобное немыслимо. Все упирается в негласно (или гласно) установленные правила. В младшей школе правила в коллективе устанавливает однозначно взрослый. У подростков уже может быть по-разному, и здесь надо рассмотреть ситуацию со всех сторон. Может быть, ребенок сумеет справиться сам, может быть, потребуется помощь взрослых.
Итак, если с жалобой на одноклассников пришел первоклассник, нужно пойти к учительнице и попросить разобраться, проконтролировать ситуацию.
Если ребенок постарше, то имеет смысл обсудить уже с ним самим, как справиться с проблемой. В том числе объяснить ему, почему родители — на коляске или почему в семье нет денег... То есть говорить обо всем этом можно с ребенком и более младшего возраста, но не следует ожидать, что он сумеет сам противостоять обидчикам: у него просто еще нет на это внутренних сил, и, если на него будут нападать, он, скорее всего, просто расплачется.
Более старшему ребенку (лет с десяти) нужно изложить общий принцип: не надо объяснять обидчику, что на самом деле твои родители хорошие, не стоит пускаться в размышления о своей ситуации, нужно спокойно, неагрессивно «перевести стрелки» на самого агрессора. Например, спросить у него: «У тебя с этим проблемы? Тебя это беспокоит? Тебя нравится об этом говорить?» Или — еще вариант — спокойно, ровным голосом повторять одну и ту же нейтральную фразу, что-то вроде: «Я знаю, что дело обстоит таким образом».
Разговаривая со своим ребенком о собственной инвалидности, родителям стоит объяснить ему, что все люди разные, и у каждого — свои возможности, достижения и ограничения: кто-то не способен ходить, кто-то — говорить, кто-то — видеть... И обсуждать это, а тем более смеяться — неприлично. Только очень невоспитанные люди могут себе позволить подобное. Культурные дети и взрослые так себя не ведут. То есть опять — переводить стрелки на агрессора. Не оправдываться...
И еще: нельзя специально внушить ребенку, заставить его почувствовать, что его родители хорошие, сильные, уверенные в себе люди, которые в состоянии справляться с непростыми ситуациями и которым не мешает инвалидность или недостаток средств. Это не имеет смысла, если сами родители стесняются своего положения, все время ноют, жалуются; тогда и ребенок будет воспринимать их именно так — жалкими, несчастными людьми, которых следует стесняться.
Если сами родители уверены, что с ними все в порядке, — эта уверенность передастся и ребенку. И он будет знать: его обидчик говорит ерунду, ведь на самом деле его мама и папа — замечательные люди, которые могут очень многое.