Недавно в какой-то телепередаче случайно услышал:
" - Пора уже быть причиной своей жизни, а не её следствием"
Мне эти слова показались очень глубокими. Ведь как мы живем? А – как бревно, которое по речке плывет. Прибило к берегу – остановилось. Крутануло в водовороте – легло поперек течения. Понесло на перекаты – подставляет скользкие бока под камни… Обычный план жизни человека - следование обстоятельствам. А они, к сожалению, большей частью, сформированы нашими грехами, грешками и пристрастиями. Элементарное преодоление какого-то греха, например собственной лени - пусть даже в какой-то совсем мелочи - уже вырывает человека из этого потока обстоятельств, открывая ему новые перспективы и возможности выбора. Собственно, человек и задуман Богом - как свободный в выборе. Чем больше в жизни греха, тем меньше свободы. И - наоборот.
Вот у кошки, например, таких проблем вообще нет. Кошка создана "по роду своему", такой, какая она есть, и будет всегда. Ест, спит, просыпается и вновь бежит искать себе пищу – все как ей и положено. Животное равно своей природе. Человек - нет. Он был создан с потенциальной возможностью изменения: либо - стать "богом по благодати", бессмертным и могущественным, властвующим над всем сотворенным миром, либо - уподобиться животному в его зависимости от условий обитания, пищи, отдыха, а главное - в смертности. Суть христианства - в призыве к осуществлению первого варианта. Суть жизни "по стихиям мира сего" - в осуществлении второго.
В этой двойственности нашей природы – весь драматизм истории человечества. Святитель Ириней Лионский писал: «Адам не был ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным; его восприимчивая природа могла непрестанно питаться благодатью и настолько преображаться ею, чтобы оказаться в состоянии преодолеть все опасности старости и смерти. От человека зависело сделать смерть невозможной».
Но человек отпал от своего Создателя, отпал от благодати. И сразу же столкнулся с необходимостью в поте лица возделывать землю, которая стала взращивать ему сорняки вместо злаков, и вместо радости питать его скорбью. Бог предоставил ему все блага этого мира даром. Но после грехопадения человек был вынужден прилагать огромные усилия для добычи мизерных крупиц этого отвергнутого им Божьего дара. По сути, человек в грехопадении стал равен той же самой кошке, включив себя в систему природного обмена веществ на Земле. Отпав от благодати, он вынужден был получать жизненную силу от окружающего мира. И стал смертным. Потому что мир не дает вечной жизни – ни кошке, ни человеку, поскольку, сам не имеет ее в себе.
И стать причиной своей жизни в моем понимании означает – начать жить так, чтобы твои мысли слова и поступки были продиктованы не природными инстинктами – как у животного, а – стремлением к утраченному раю, к Жизни Вечной, ко Христу. Ну а кошка… Она и есть – кошка. И очень хорошо, что Господь создал ее такой, какой мы ее знаем!
Фото на заставке: flickr.com, Alexandr Shepchenko