Бог заключает Завет

Основы веры с Сергеем Худиевым

Авраам, Киевская псалтырь, 1397

Журнал  «Фома» продолжает публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке автор завершает разговор о последствиях греха. В сегодняшней статье речь идет о том, как Бог заключил завет с Авраамом.

Итак, мы находимся в состоянии глубокого отпадения от нашего единственного счастья, от цели, для которой мы были созданы, от Бога. Наш грех породил глубокую пропасть между нами и Богом, и обрек нас на временное и вечное бедствие.  Вся кровавая драма человеческой истории — нескончаемые войны, смуты, зверства, мерзости и преступления — показывает, как ад выхлестывает на поверхность, как раскаленная лава из многочисленных вулканов.
Но в истории происходит и нечто другое, гораздо более важное. Бог входит в нее, чтобы взыскать и спасти погибшее. Бог превращает человеческую историю в историю спасения. В мире действуют не только силы греха, хаоса и гибели — в нем таинственно действует Бог, и именно Он выйдет Победителем. Об этом повествует Библия.
Библию называют Божественным Откровением — потому что она рассказывает о том, как Бог открылся людям, вступил с ними доверительные личные отношения, вел их Его путями. Но Священное Писание — не только история; это живая Книга, через которую Бог наставляет Свою Церковь — и каждого христианина — и сейчас.
В библейской книге Бытия мы находим историю Авраама — того, кого мы называем «отцом веры». Аврам жил среди язычников, людей, которые поклонялись множеству различных идолов. Иногда — особенно в трудные моменты — этим идолам приносили человеческие жертвы.  
И вот к Авраму обращается Бог — не один из фальшивых языческих Богов, но истинный Бог: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1-3)
Аврам слышит голос Божий и повинуется. Он верит — и нам стоит немного остановиться на том, что это означает. В древнем мире не было атеистов; все люди верили в существование сверхъестественного и пытались как-то поладить с могущественными и грозными невидимыми силами. Приносили жертвы, пели заклинания. Нередко язычники смутно осознавали, что там, над всеми богами есть Бог-творец. То, что отличает язычество — это даже не отрицание Бога-творца, а отсутствие отношений с Ним. Он, может быть, где-то и есть, но с ним нет связи — со своими страхами и нуждами надо обращаться к божествам рангом пониже.
Вера Авраама — это личные отношения с Всевышним, которые сама Библия называет «заветом». Слово «завет» у нас иногда передают как «договор», но «договор» звучит холодновато и официально, в то время как «завет» предполагает именно личные отношения — завет мог быть заключен между народом и государем, между двумя государями, «заветом» называли и брак, при котором не только жених и невеста, но и их семьи становились родными друг другу.
И вот Бог заключает с Аврамом завет — и меняет его имя на Авраам.  “Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов” (Быт.17:1-5)
Вера Авраама — это не просто вера в бытие Божие, не просто признание определенных истин о Боге — это личное доверие. Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. Бог дает обетования (обещания) — Он совершит то или другое, и на это можно полагаться, на этом надо строить свою жизнь.
С Авраама начинается народ Завета — люди, которые находятся в особых отношениях с Богом, Его народ, те, кто “ходят (то есть живут) перед Ним”, чтут Его закон и стремятся жить по нему.
Бог созидает этот народ, чтобы в нем совершилось самое важное событие в мире — приход Спасителя. Но этому событию предшествуют века  подготовки; и в следующий раз мы немного о них поговорим.

На анонсе картина венгерского художника Йожефа Молнара, «Переселение Авраама»,  1850

hudi-new ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.