Журнал "Фома" продолжает публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке автор завершает разговор о последствиях греха. В сегодняшней статье речь идет о том, как Бог заключил завет с Авраамом.
Итак, мы находимся в состоянии глубокого отпадения от нашего единственного счастья, от цели, для которой мы были созданы, от Бога. Наш грех породил глубокую пропасть между нами и Богом, и обрек нас на временное и вечное бедствие. Вся кровавая драма человеческой истории - нескончаемые войны, смуты, зверства, мерзости и преступления - показывает, как ад выхлестывает на поверхность, как раскаленная лава из многочисленных вулканов.
Но в истории происходит и нечто другое, гораздо более важное. Бог входит в нее, чтобы взыскать и спасти погибшее. Бог превращает человеческую историю в историю спасения. В мире действуют не только силы греха, хаоса и гибели - в нем таинственно действует Бог, и именно Он выйдет Победителем. Об этом повествует Библия.
Библию называют Божественным Откровением - потому что она рассказывает о том, как Бог открылся людям, вступил с ними доверительные личные отношения, вел их Его путями. Но Священное Писание - не только история; это живая Книга, через которую Бог наставляет Свою Церковь - и каждого христианина - и сейчас.
В библейской книге Бытия мы находим историю Авраама - того, кого мы называем "отцом веры". Аврам жил среди язычников, людей, которые поклонялись множеству различных идолов. Иногда - особенно в трудные моменты - этим идолам приносили человеческие жертвы.
И вот к Авраму обращается Бог - не один из фальшивых языческих Богов, но истинный Бог: "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Быт.12:1-3)
Аврам слышит голос Божий и повинуется. Он верит - и нам стоит немного остановиться на том, что это означает. В древнем мире не было атеистов; все люди верили в существование сверхъестественного и пытались как-то поладить с могущественными и грозными невидимыми силами. Приносили жертвы, пели заклинания. Нередко язычники смутно осознавали, что там, над всеми богами есть Бог-творец. То, что отличает язычество - это даже не отрицание Бога-творца, а отсутствие отношений с Ним. Он, может быть, где-то и есть, но с ним нет связи - со своими страхами и нуждами надо обращаться к божествам рангом пониже.
Вера Авраама - это личные отношения с Всевышним, которые сама Библия называет "заветом". Слово "завет" у нас иногда передают как "договор", но "договор" звучит холодновато и официально, в то время как "завет" предполагает именно личные отношения - завет мог быть заключен между народом и государем, между двумя государями, "заветом" называли и брак, при котором не только жених и невеста, но и их семьи становились родными друг другу.
И вот Бог заключает с Аврамом завет - и меняет его имя на Авраам. “Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов” (Быт.17:1-5)
Вера Авраама - это не просто вера в бытие Божие, не просто признание определенных истин о Боге — это личное доверие. Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. Бог дает обетования (обещания) - Он совершит то или другое, и на это можно полагаться, на этом надо строить свою жизнь.
С Авраама начинается народ Завета - люди, которые находятся в особых отношениях с Богом, Его народ, те, кто “ходят (то есть живут) перед Ним”, чтут Его закон и стремятся жить по нему.
Бог созидает этот народ, чтобы в нем совершилось самое важное событие в мире - приход Спасителя. Но этому событию предшествуют века подготовки; и в следующий раз мы немного о них поговорим.
На анонсе картина венгерского художника Йожефа Молнара, "Переселение Авраама", 1850