Бить или не бить?

"Реплики" Александра Ткаченко

Бить или не бить – вот в чем вопрос. Причем не абстрактный, а вполне себе насущный и животрепещущий, когда речь заходит о воспитании мальчиков в христианской семье. Должен ли мальчишка постоять за себя в уличной драке? Наверное, каждый православный родитель в какой-то момент вынужден был задуматься над этой проблемой. С одной стороны – вроде бы и говорить об этом странно: конечно  должен. Иначе какой же он мальчишка? Но с другой-то стороны есть слова Христа о том, что в ответ на удар следует подставить другую щеку. Понятно, что это иносказание. Но и прямой смысл этих слов никто не отменял. Вот и попробуйте тут определитесь папа с мамой – как растить мальчика в христианском духе, но при этом еще и воспитывать в нем мужские качества. Ведь для мужчины способность защитить себя и своих близких – определяющая черта, без которой он и мужчиной-то может называться с большой натяжкой. А ты должен кротко и благостно объяснять своему сыну, что вот мол нужно позволить себя бить, сынок, потому что этого от нас хочет Бог…

Для меня эта проблема встала в полный рост, когда мои сыновья пошли в школу. Которая у нас  не какая-то там особо-православная гимназия, а вполне себе обычная провинциальная школа. Со всеми присущими этому классу учебных заведений особенностями. В детский сад мы их не отдавали. Со сверстниками они в ту пору общались лишь в Церкви, и это были ребята, воспитанные в христианском духе. Но в школе им сразу же пришлось столкнуться с оголтелой местной гопотой. Которая матом не ругается, потому что на нём разговаривает. А из невербальных средств коммуникации признаёт лишь прямой и боковой удары в голову.

И когда я все чаще начал слышать от моих мальчишек унылые рассуждения о том, что они де «прощают» своих обидчиков, потому что те мол «не ведают, что творят», то понял, что ситуацию необходимо срочно менять. Потому что вовсе не христианское благочестие стояло за этими хорошими и правильными словами, а обыкновенная трусость и малодушие.

Сейчас мне очень хотелось бы написать, что я хорошенько все тогда обдумал и нашел универсальный способ совместить в воспитании своих детей мужественность и христианство. Но увы,  к сожалению, такого способа я тогда найти не смог. И просто начал тренировать моих мальчишек: учил их быть сильными, не бояться боли, бить самим и грамотно уходить от чужих ударов. Короче говоря,  я стал учить их драться. Понимая, что это умение полностью идет вразрез с теми нравственными установками, которые они получили от меня же в детстве, и прямо противоречит евангельским словам о другой щеке, которую нужно подставить. Я все это понимал, но выбирать приходилось всего из двух вариантов. Либо мои сыновья становились зачуханными изгоями с благочестивой демагогией и со сломанным характером, либо учились, получив по правой щеке, грамотно бить противника в левую…

Став постарше, ребята стали серьезно заниматься рукопашкой. Секций в нашем городишке не было. Лишь в местном спортзале была оборудована «качалка», где всё те же гопники с матерком нагоняли себе мышцу, периодически выбегая на улицу покурить.

Поэтому  я просто накупил мальчишкам боксерских мешков, перчаток, шлемов для спарринга и прочего спортивного барахла. И они стали тренироваться дома, благо, места у нас для этого – целый сад. А когда ученик готов, как известно, приходит учитель. Сначала их стал тренировать сосед по улице, наш прихожанин, который в юности серьезно занимался боксом. Потом неожиданно появились другие учителя – двое местных парней, служащих в Московском ОМОНе, с которыми мои ребята познакомились во время ежедневных пробежек. Регулярные занятия с мастерами, отжимания, пресс, скакалка, работа на мешке, спарринги… Через полтора года такой жизни мне пришлось уже очень серьезно и подолгу объяснять им, почему человек с поставленным ударом не должен бить другого человека в голову. Слава Богу, ребята вняли этим моим увещеваниям. И когда на моего Глеба напал один из местных приблатненных «авторитетов» сын не нанес ему ни одного удара. Но тот во время стычки очень хорошо понял, что драться с Глебом ему больше не следует и лучше бы найти для самоутверждения объект попроще.

Странным образом, мальчишки заработали себе авторитет в той же гопацкой среде практически без драк. Возможно причиной тому было несколько их тренировок в спортзале, когда гопники, отвлекшись от своего железа, имели возможность понаблюдать за их спаррингами и прикинуть – каких нехилых люлей можно огрести от этих улыбчивых и доброжелательных парней. Или, может быть, от готовых к драке людей просто идет некая волна уверенности в себе, а у хулиганья очень хороший нюх на такие вещи. Как бы то ни было, но больше моих ребят обижать никто из местной шпаны не решался ни на улице, ни в школе.

Никому не навязываю свою точку зрения, но убежден теперь твердо: подставить другую щеку по заповеди, а не по трусости, может лишь тот, кто имеет полную возможность ответить ударом на удар. Но не делает этого по слову Христа.

Ткаченко, баннер

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (6 votes, average: 4,83 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Алексей Ж
    Сентябрь 4, 2014 18:13

    Не знаю, пересматривает А.Ткаченко или нет, но хочется немного возразить. Вроде, всё в статье правильно написано: потренировались, готовы дать ответ, но нравственно выше этого. К сожалению. в жизни больше вариантов (инвалиды, не могли тренироваться, гопоты — большинство и т.д. И вообще, когда человек один, ему проще решить этот вопрос: смирюсь, помолюсь… А когда в 4 часа ночи под твоим окном встаёт машина, из которой доносится дикая музыка, и в машине четверо жлобов пьяных, а семья испуганно смотрит на тебя. А милиция не едет! Как быть?

  • Александр Ткаченко
    Сентябрь 4, 2014 19:06

    Алексей, на вопрос «как быть» однозначного ответа быть не может, как мне кажется. В подобных случаях каждый из нас должен находить его сам, исходя из ситуации. Могу лишь сказать, что в вопросе «как быть?» есть как минимум — два компонента: «Как сохранить здоровье и жизнь своих близких» и «Как сохранить свое уязвленное мужское самоуважение». И вот тут очень важно правильно определить приоритеты. Иногда приходится пожертвовать первым ради второго. Но бывает, что и вторым рискуют ради первого. И, повторюсь, каждый мужчина должен решать это для себя сам. Дай Бог, чтобы всем нам приходилось принимать такие непростые решения как можно реже.

  • Алексей Ж
    Сентябрь 5, 2014 16:53

    Не ожидал, что Александр ответит, да ещё так быстро! Спасибо! Пользуясь случаем, хочу сказать, что от ваших книг»Слёзы, летящие к небу» и «Бабочка в ладони» я просто в восхищении! Радостно, что русские мужики так глубоко мыслить могут! И статьи у вас замечательные: умные, заставляющие думать! Дай Бог вам и вашей семье здоровья!

  • Ольга Фатеева
    Сентябрь 11, 2014 11:07

    Конечно же нужно учить стоять за себя, своих, да и просто слабых. Как по другому выжить в этом безумном мире? Умение не бояться, чувствовать себя уверенным в любой ситуации приходит на таких вот тренировках. Александр вообще мудрый человек- у него не один ребёнок в семье как у сегодняшних многих родителей. Да ещё на этого одного семь нянек, которые с пеленок его убеждают «что он самый лучший, самый умный, ну и конечно же сильный и т.д и т.п.» Бегают решать конфликты в школу, подлавливают обидчиков, тем самым лишая своё чадо возможности заслужить авторитет самостоятельного человека. И христианское учение и общая интелектуальная подготовка всё это идёт плюсом к умению грамотно физически постоять за себя.
    Мне в приюте , к большому моему сожалению , приходится решать ещё одну непростую задачу- общение сильных и слабых на одной территории. Во вопрос! Всегда говорю им одно — на силу найдётся другая сила. Вот придёт кто-то и он будет старше и сильнее тебя — всё на себе прпочувствуешь. Всегда становлюсь на сторону слабого (даже если он не прав)- просто дальше идёт разговор и выяснить правость и виноватость можно во время беседы втроём: сильный, слабый и взрослый. И в этом случае чаще всего заканчивается перемирием. Не упускаем ни единого случая конфликта — призываем на помощь тритейских судей- таких же воспитанников. Но драк и воровства у нас слава Богу нет.
    А ещё- всегда молюсь об умягчении злых сердец, и молебны мною заказанные этой чудесной иконе Божией Матери для меня просто обязательны — мне без помощи Матери Божией не обойтись.

  • Юрий
    Январь 13, 2016 1:46

    Описанная автором проблема — не единственная (мягко говоря), когда приходится делать вывод между Евангелием и здравым смыслом. А потом думать, как их примирить — что бывает ох как непросто. Вот в этом случае — есть ощущение красоты такого примирения? Или ощущение довольно грубого шва?

    Да, древний принцип — Si vis pacem, para bellum — обыгран толково. Научились бить — и бить не приходится, нас все боятся. «Волна уверенности», да. Да, чувствуют ее. Все верно. Но!

    Мы же знаем, что это не всегда сработает: если человек выпил водочки или «полечился травами» — ему эта «волна уверенности» как булыжнику магнитное поле. А бывает того хуже — весьма грамотный боец крови возжаждал (девушка бросила…).

    И вопрос, вынесенный в заголовок статьи, встает с новой силой.

    Каков выбор человека, если он еще не совсем свихнулся на почве следования Букве?
    Решить проблему «по-нормальному», как учил автор своих детей, а затем… как обычно — каяться. Так и становятся профессиональными грешниками.

    Тут что-то не так, по-моему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.