Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка. Я православная христианка. Регулярно хожу в храм. А ещё я писатель и очень увлекаюсь историей России и всем связанным с этой тематикой. Сейчас пишу фэнтези-роман о том, что удивительное, волшебное в хорошем смысле слова всегда рядом. Повсюду. В нас самих.
Есть легенда о том, что Александр I своеобразно отрекся от престола, инсценировав свою смерть, и ушел в монастырь, став старцем Федором Кузьмичем. Мне безумно понравился этот образ и очень хотелось бы его использовать, но оказывается, что старец Фёдор был канонизирован. Взять его образ — это святотатство и лучше сделать просто собирательный образ старца, который живёт уже несколько столетий и помогает тем, кто знает о нём, не привязывая его к старцу Федору?
Прошу прощения за вопрос. Заранее спасибо.

Мария

Ответ священника:

Дорогая Мария, большое спасибо Вам за такой интересный вопрос!

В фэнтези на православную тематику некоторые авторы широко используют образы святых. Особенно это характерно для творчества протоиерея Александра Торика и Юлии Вознесенской. Их попытки создать увлекательную художественную литературу, можно назвать удачными: книги изданы значительными тиражами и есть большое число почитателей их таланта.

К сожалению, приходится констатировать тот печальный факт, что часть агиографической литературы также основана на неподтвержденных преданиях и вымыслах авторов, что ставит эти произведения на грань с фэнтези. Этим же «грешат» и разного рода «патриотическо-православные» произведения, повествующие о разных легендарных событиях: «облете Москвы с чудотворной иконой в 1941 году», «встрече Сталина с блаженной Матроной», «наименовании прав. Иоанном Кронштадтским блаж. Матроны Московской «столпом России» и пр. Последние две легенды даже были запечатлены в иконографии и гимнотворчестве (акафисте), что никак не делает их реальными, а не мифическими событиями.

Мне кажется, что христианин должен отделять мир сакральный от мира фэнтези. Даже ребенок, играя в свои игры или зачитываясь сказками, понимает, что всё это — понарошку. Но при этом игра и чтение формируют его личность, так что небезразлично, во что играют и что читают дети. Поэтому я бы советовал Вам при написании своего произведения ограничиться нейтральными образами своих персонажей, не привязывая их к конкретным святым.

Замечательный пример духовного фэнтези мы видим в творчестве Люиса и Толкиена, интересен пример Роулинг. Из современных русских авторов можно отметить книги проф. Федотова.

Что до творчества о. Александра Торика и Юлии Вознесенской, то лучше оставить эти произведения как исключения, в целом подверждающие правило: не стоит эксплуатировать тему реальной духовной жизни в художественных произведениях. Ведь со временем, когда на эти книги ляжет «пелена лет», их могут воспринимать как серьезную духовную литературу, что случилось, например, с «Мытарствами преподобной Феодоры» и «Посмертными поучениями преп. Нила Мироточивого».

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
7
Сохранить
Поделиться: