В выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту, 11 проходит выставка «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. Работы художников МСХ» и фестиваль духовной музыки «Видеть и слышать».
На торжественном открытии выставки 9 июня залы Московского Дома художника были заполнены до отказа: пришли участники выставки и их коллеги, искусствоведы, священнослужители и просто ценители церковного искусства.
С приветственным словом выступили председатель Правления Московского Союза художников Виктор Глухов, председатель Комиссии по культуре Мосгордумы Евгений Герасимов, главный архитектор финансового хозяйственного управления Московского Патриархата протоиерей Андрей Юревич.
В стенах выставочного зада, среди росписей, икон и мозаик зазвучало пение Московского Синодального хора под управлением Алексея Пузакова. Это выступление знаменовало собой начало фестиваля «Видеть и слышать», проходящего в дни выставки.
Выставка объединила не только работы как таковые, но и самих церковных художников, которые обычно работают в мастерских или трудятся в разных храмах России, а на площадке выставки смогли наконец встретиться, познакомиться ближе с творчеством друг друга и конечно, обсудить острые вопросы церковного искусства — ведь в рамках проекта проходят круглые столы.
Первый из круглых столов — «Канон, традиция и поиски современного языка. Есть ли границы новаторства?» Эту тему обсудили насельник Введенского монастыря Оптина пустынь игумен Филипп, художники Александр Солдатов, Светлана Васютина, Александр Чашкин, Сергей Гавриляченко, Екатерина Шеко, Алексей Трунин, Софья Ивонина.
Участники единодушны в том, что церковное искусство — многолико. И вполне возможно, что Церковь не примет всего, что сегодня можно увидеть как в храмах, так и на выставке. Не всё сохранится как продолжение иконописной традиции.
С другой стороны, ставился вопрос — а на каком основании строится церковное искусство, по каким критериям оценивать, что можно, а чего нельзя делать художнику?
После круглого стола прошел второй концерт фестиваля «Видеть и слышать». Перед зрителями выступил хор Сретенского Монастыря (регент — Никон Жила).
По просьбе организаторов в программу концерта включили и византийские песнопения, и знаменный распев, и современные духовные произведения — митрополита Илариона и Андрея Полторухина. Вёл концерт исполнительный директор фестиваля Анатолий Жуков.
Впереди ещё два круглых стола.
14 июня участники обсудят возможность или невозможность сочетания разных стилей в одном храме. Можно ли, например, расписывать церковь, построенную в 17-м веке, в стиле 15-го, а иконостас ставить в духе классицизма? Или же нужно строгое соответствие? Модератор круглого стола — старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств Андрей Гамлицкий. В обсуждении примут участие архитекторы и художники-монументалисты.
16 июня пройдет круглый стол «Страховка от уничтожения». К сожалению, храмовые росписи и иконы бывают очень уязвимы. Как же сохранить современные произведения церковного искусства в условиях правовой незащищённости художника? Специалисты обсудят как эту, так и ещё одну острую для храмов проблему — как защитить храмовые росписи и иконы от копоти и загрязнений?
В качестве слушателей на круглые столы приглашаются все желающие. У зрителей будет возможность задать вопрос или прокомментировать выступление. Время проведения — с 12.00 до 18.00
После круглых столов проводятся концерты духовной музыки.
Предстоящие выступления:
14 июня 19.00 — Хор храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне под управлением Андрея Полторухина, современного церковного композитора.
16 июня 19.00 — Ex Libris Ensemble. Художественный руководитель и дирижёр Даниил Саяпин.
Место проведения — Московский Дом художника на Кузнецком мосту, 11. Вход на выставку, круглые столы и фестиваль — свободный.
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля