Вопрос читателя:

Благословите, батюшка! Вопрос о сложных отношениях с дочерью. Ей 16 лет. Очень много времени проводит за телефоном, при этом страдает сильной близорукостью, мои уговоры не действуют. Вообще можно сказать, что не слушается совсем. Учёба кое-как идёт, притом, она могла бы очень хорошо успевать, данные есть. Но лень и телефон всё отнимают! На это же невозможно смотреть спокойно. Всё детство я водила её в храм, сейчас охлаждение у неё. Может пойти, но редко и чтобы без меня. Я понимаю, что уже возраст самостоятельных действий пришёл. Но во многих вопросах детский подход.

Профессию не выбрала сама, отец настаивает на медицинском вузе, не врачом, а профилактической медициной заниматься. Но готовится плохо, надо заставлять, упрашивать. Я в отчаянии и устала от этого. Сегодня она ушла из дома, выключив телефон, и с уговорами вернулась. По здоровью она со слабой нервной системой. Не знаю, как быть. Оставить без особых уговоров, пустить на самотёк? Насколько она имеет право сама уже отвечать за свои действия?

Спаси Господь

Ответ священника:

Божие на Вас благословение!

Что же я могу сказать по письму, не видя ни Вашу дочь, ни Вас, ни Вашего мужа, ни отношения в семье? Увы, только общие соображения. А если хотите более подробный взгляд со стороны, это нужно обсуждать только в личном разговоре, думаю, что и не в одном.

Вы правы, 16 лет — это возраст, когда человек уже во многом несет за себя ответственность сам. Думаю, Вы знаете все «общие места» про подростков — что с ними происходит, как вести себя родителям и прочее, о чем, например, на «ФОМЕ» написано в целой серии материалов:

Сыну 16, зависимость от телефона. Что делать? (это прямо по Вашей теме, внутри есть гиперссылки на другие статьи)
Подросток начинает отдаляться. Как принять это?
Если подросток грозится уйти

Это общие соображения. А дальше идет уже конкретная ситуация с Вашей дочерью.

Если у Вас есть телефон, наверняка Вы сможете навскидку назвать несколько причин, почему человек в телефоне, что называется, «зависает»: усталость, желание отвлечься, общение с близкими людьми, чтение интересующего материала, просмотр видео, работа в каких-то программах. Как видите, спектр довольно большой, важно понять, что там делает Ваша дочь. Если она там общается, что же, сейчас, когда вирус, общение нужно хотя бы виртуальное. Думаю, Вы и сама общаетесь с подругами. Если она там из интереса, важно, что это за интерес. Вдруг вы ее в медицинский толкаете, а ей живопись нравится, фотография или квантовая механика? К вопросу об интересах мы еще вернемся. Но виртуальное пространство — это важная часть жизни Вашей дочери (и большинства современных людей, по крайней мере, из более-менее благополучного общества), и существенно, что именно ее там интересует.

Другая грань — это если она в телефоне отдыхает и отвлекается от реальной жизни. Это тогда вопрос не к телефону, а к тому, что происходит в реальной жизни этой молодой барышни, что она ее привлекает меньше, чем то, что на экране. И тут поднимается большой пласт проблем и вопросов, начиная от отношений внутри семьи на данный момент и заканчивая всей перспективой воспитания этой девушки. Я обозначу некоторые вопросы, а дальше надо говорить уже лично, причем, возможно, и со священником, и с психологом, чтобы прежде всего вам, родителям, понять, как быть дальше.

Например, если Вы поощряли дочкину самостоятельность, давали ей определенную свободу выбора, взрослея, она понимала, где начинается зона ее ответственности за свою жизнь, имела возможность реализовывать свои интересы и находила в этом поддержку, тогда действительно грустно, что вдруг этот естественный ход развития событий прервался, и вдруг в 16 лет девушка не знает, как быть и куда идти. Ну что же... возможно, ей нужно время, чтобы определиться. Она может сейчас сдать ЕГЭ, заодно увидит, какие там реально баллы получаются у нее. Потом годик поработать где-то, понять, что ей нужно, далее подготовиться, сдать еще раз ЕГЭ по профильным предметам и пойти в вуз. Работать важно, чтобы понять, что такое работа, что на ней требуется в принципе, есть ли для нее самой разница в наличии или отсутствии диплома и так далее. Ей важно почувствовать себя, что называется, в сообществе. Если Вы можете дочь содержать, это хорошо, тогда возможен вариант работы-подработки, не на полный день.

Другое дело, если Вы дочку в основном направляли, выбирали для нее (и за нее) занятия, а потом вдруг в 15-16 лет потребовали от человека самостоятельного выбора. Откуда он может быть, если она не знает, что это такое? Если, например, ее увлечения родители называли «несерьезными», старались их купировать, а взамен предлагали что-то свое, что ей неинтересно? Представьте, что было бы с Вами, если бы вместо Ваших интересов Вам бы предлагали делать совершенно другое, а потом бы удивлялись, почему Вы ничем не интересуетесь, хотя должны? И тем более, почему Вы не интересуетесь тем, что Вам навязывают? С большой вероятностью, у Вас была бы дезориентация и отсутствие, как говорят сейчас, мотивации к действию. Что бы Вы делали в такой ситуации? Искали бы способ куда-то выйти их ситуации стресса, например, в интернет (и многие взрослые так и делают, часто листая «ленту» в соцсетях). Может быть, Ваша дочь так и делает?

Если ее не привлекает медицина вообще или, скажем, ее привлекает именно работа врача, а не перспектива трудиться в профилактории, я не удивлен, что она не хочет готовиться: ее заставляют заниматься тем, что совсем не ее, или даже в ее области ее толкают в то направление, которое ей даром не надо. Вот скажите, дорогая читательница, разве будет у девушки желание учить? Да нет, конечно. Я даже больше скажу, и при хорошей подготовке она может плохо сдать экзамены, потому что все внутри будет восставать против нелюбимого дела.

Я так понял, от того давления, которое есть дома, она не только в телефон «уходит», она и вообще ушла, только бы быть вне всего этого... Ну что же Вы хотите?

Я бы посоветовал, во-первых, лично поговорить со священником и психологом, и в первую очередь Вам самой, чтобы точно понять, что именно происходит у Вас дома. Далее — не давить на дочь с выбором профессии, а постараться понять, что ей вообще интересно, и дать знать, что ее интересы вам, родителям, небезразличны, что это такие же интересы, как и все прочие, и они имеют право на существование (это ведь ее мнение, как взрослеющего человека). Тему с профессией пока оставьте вообще, от греха подальше. А дальше посмотрите вообще, чем она занимается и попробуйте это поддержать. Сейчас не так много секций и курсов открыто, но что-то есть онлайн, вдруг она сможет начать учиться чему-то правда для нее интересному, выйдет на тематический форум, познакомится там с людьми и загорится какой-то специальностью. Уверяю Вас, под это дело она сама станет готовиться так, что за уши не оттащишь, просто надо понять, что это будет.

Или спокойно принять, если дочь готова пойти работать или, скажем, пойти не в вуз, а в училище, получить профессию и пойти работать. Это ее выбор. В конце концов, ну будет ей после училища 20 лет, спокойно можно сдать ЕГЭ и пойти на первый курс, имея опыт работы или багаж знаний после училища. В том же меде многие после училищ учатся, и это им только в плюс.

Так что Вы смотрите сама. И определитесь уже: либо она для Вас взрослая, тогда Ваш вопрос о том, может ли она сама выбирать, отпадает, либо она для Вас дитя неразумное, тогда что же Вы с нее требуете взрослый выбор уметь делать? Хуже нет чем двоякое отношение к человеку, я не удивлен, что у нее нервная система расшатана, все закономерно. Но, с Божией помощью, восстановимо.
И еще я бы предложил в жизнь вашей семьи как-то спорта добавить, это всегда хорошо для здоровья, и для психологического в том числе. Начнете Вы, может, и дочка к маме подключится, особенно если Вы хорошеть будете, а ее дергать не будете, но с радостью возьмете с собой, если она попросит.

И, конечно же, молитесь Богу о том, чтобы ситуация устроилась. Господь не оставит поможет.



Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
4
1
Сохранить
Поделиться: