Верность в малом, или почтении к обычаям

Сергей Худиев о вежливости в транспорте и «теории разбитых окон»

В интернете бурно обсуждают некоего молодого человека, который решительно отказался освободить место для старушки. Обычно их уступают — я постоянно вижу, как это делают молодые люди, не очень молодые, мужчины, женщины, белобрысые внуки славян, смуглые дети гор — так принято, и это считается само собой разумеющимся. Такой обычай. Но большое ли дело, если кто-то этого не сделает? Что, если я?

Существует так называемая «теория разбитых окон». Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах.

В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. Социологи проверяли эту теорию в ходе различных экспериментов — как одни и те же люди ведут себя на фоне чистой белой стены и той же стены, на которой намалеваны какие-нибудь уродливые каракули. Поведение менялось заметно — те, кто в первом случае доносили бумажку до урны, во втором бросали ее на асфальт. Все равно тут уже грязь и свинство, чего теперь стесняться!

Реакция оказывается цепной — чем больше грязи и свинства, тем меньше люди стесняются, чем меньше они стесняются, тем больше грязи и свинства, пока район, действительно, не превращается в клоаку. Это так в отношении видимой, материальной структуры цивилизованной жизни — окон, стен, фонарей, мусорных урн. Но это еще более верно в отношении невидимой ткани общества — той тонкой сетки взаимных обязательств, которые у нас есть по отношению друг ко другу.

У нас принято извиняться, если мы кого-то случайно задели; уступать место пожилым или беременным; вообще заботиться о слабых. Эта социальная ткань постоянно подвергается атаке сил дикости и варварства — и если Вы откажетесь уступать место, мы сделаетесь проводником этих сил. Такой отказ — это то самое разбитое окно.

Фото Владимира Ештокина
 

Но простые решения, которые мы принимаем, — уступать место или нет, например, — меняют не только мир вокруг нас. Они меняют нас самих. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (Лук.16:10)» — говорит Господь. Если бы пренебрегаем таким простым проявлением любви к ближнему, как возможность уступить место, невозможно говорить о чем-то большем. Если мускулы нашей души ослабли настолько, что нам и этот вес неподъемен — то какой окажется подьемен?

Решение «ходить перед Богом», как говорит Библия, то есть жить в Его присутствии и повиноваться Его заповедям, проявляется  в малых и простых вещах. В том, чтобы уступить место. В том, чтобы терпеливо дождаться зеленого света. В том, чтобы не раздражаться в ответ, столкнувшись с чьим-то раздражением. Просто попробуйте быть верными в малом — чтобы Вам не пришлось жить в клоаке и носить клоаку в себе.

hudi-new ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Декабрь 3, 2013 21:00

    Ходить пред Богом — сознавать, что Он сейчас здесь с тобой и видит поступки твои, слышит слова твои и знает мысли твои. Чтобы ходить пред Богом, надо Его полюбить так сильно, чтобы хотеть всегда быть с Ним.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.