У подножия гор Моисея

На полуострове Синай, в центре мусульманской страны, с относительно небольшой христианской общиной монофизитов-коптов, посреди пустыни стоит один из самых древних оплотов православия — монастырь святой Екатерины, расположенный в оазисе, у подножия гор Моисея (или горы Хориву) и святой Екатерины. Обитель эта на весь мир знаменита своими святынями. Именно здесь растет Неопалимая Купина — куст, который увидел горящим и несгорающим пророк Моисей и откуда сходил к нему глас Божий. А на горе Хориву Моисей получил от Бога скрижали с десятью заповедями. И, согласно преданию, те, кто встретят на этой горе рассвет, очищаются от всех грехов (в склоне горы высотой 2285 м прорублено 3750 ступеней).

Сюда, к подножию великой горы стекались в древности христиане, бежавшие от гонений. Маленькая церковь рядом с Неопалимой Купиной была поставлена еще в IV веке по распоряжению святой царицы Елены. А примерно в 550 году император Юстиниан воздвиг здесь монументальное строение, внешне напоминающее средневековую крепость. И за 14 веков монастырские стены толщиной от двух до пяти метров и высотой от 10 до 20 метров почти не обветшали.

 

Имя святой Екатерины монастырь получил в VII веке после того, как здесь были обретены ее мощи.

За четырнадцать веков монастырь ни разу не был разрушен, разграблен и даже поврежден. Ему покровительствовали сильные мира сего самых разных вероисповеданий — основатель ислама Мухаммед, арабские властители, турецкие султаны, крестоносцы, Наполеон. Словно все они чувствовали призрачность собственной власти перед всемогуществом Божиим.

Соборный храм монастыря — Базилика Преображения — величественное гранитное сооружение, крышу которого поддерживают 12 массивных колон. В алтаре хранятся мощи (глава и десница) святой Екатерины. Монастырь знаменит также своей коллекцией из 2000 старинных икон и Синайской библиотекой, в которой хранятся рукописные и печатные книги III-XVII веков на греческом, аравийском, сирийском, коптском, армянском, славянском и других языках. «По ценности эта библиотека уступает лишь Ватиканской…» — уверяет ее хранитель отец Павел.

Насельники — тридцать монахов греков, из которых один — архиепископ, а двенадцать — священники. По преимуществу, право вступить в Синайский монастырь имеют греки. В нем живут и трудники, обслуживающие туристов — в большинстве своем тоже греки. Есть еще монастырские служки из племени «джабалия». И хотя они, как правило, мусульмане, к своей работе они относятся трепетно и очень ей гордятся.

Служба в монастыре начинается в четыре утра общей молитвой, затем — Божественная Литургия, заканчивающаяся к восьми часам, когда двери монастыря открываются для туристов. В полдень последний турист покидает стены обители — и начинаются «часы». А перед вечерней трапезой служат вечерню.

Синайский монастырь с момента своего основания в VI веке находится на особом положении — он автономен и административно независим. Фактически обитель имеет все права автономной церкви. Архиепископ, он же настоятель, избирается братией монастыря и только утверждается иерусалимским патриархом. Архиепископ руководит обителью, рукополагает монахов, совместно с другими насельниками решает все внутренние, вопросы и представляет свой монастырь при контактах с другими христианскими церквами.

«Я пришел сюда в пятнадцать лет круглым сиротой, — рассказывает один из трудников, грек Василий. — Меня приютили, накормили. Сначала я хотел пожить здесь некоторое время, чтобы прийти в себя. Но потом понял, что лучшего места на земле не найти, и остался навсегда. Здесь все по-другому, здесь по-настоящему ощущаешь близость к Богу и скоротечность всего земного».

Другой монах — молчаливый отец Нил с удивительно светлым лицом, напротив, пришел в монастырь из большой и очень богатой английской семьи, доказав своим примером, что вечное важнее временного.

О том же говорит и Мария, паломница из России:

«Приезжаю сюда уже в третий раз. Все мы куда-то спешим, гонимся за материальными благами. И я была такая же. В первый раз попала сюда случайно, из любопытства — приехала на курорт, купила экскурсию. Но, увидев все это, вдохнув местный воздух, пощупав руками многовековые стены обители, встретив рассвет на горе Моисея, осознала, насколько жалка наша телесная жизнь в сравнении с вечностью. Как будто душа моя преобразилась здесь…»

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.