Журнал "Фома" продолжает  публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. Сегодняшний текст посвящен теме спасения и преодоления последствий греха.

Через веру и Крещение мы обретаем дар спасения и вечной жизни. Это именно дар - мы не можем заслужить его, заработать, достигнуть своими усилиями. Как говорит святой Апостол Павел, "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2:8-10) Но это не значит, что усилия нам не понадобятся - христианская жизнь это одно сплошное усилие. Поговорим об этом подробнее.

Священное Писание говорит о спасении в трех временных измерениях - как о чем-то, что, через веру и Крещение, мы уже обрели, о чем-то, в процессе обретения чего мы находимся, и о чем-то, что мы обретем в будущем.

Представьте себе юного наркомана, который находится на социальном дне, среди таких же наркоманов как он, воров, сутенеров и наркоторговцев. Представьте себе, что он, чтобы добыть денег на дозу, совершает преступление - например, грабеж.

В чем должно состоять его спасение? В трех вещах - его надо спасти от вины, от порчи, и от той порочной среды, в которой он находится.

Представьте себе, что некий благодетель, ни много ни мало, усыновляет этого наркомана, провозглашает его членом своей семьи, и каким-то образом избавляет его от тюрьмы. Спасен ли этот юноша? В каком-то отношении, да - он избавлен от осуждения в на зону, у него теперь его любящий и заботливый отец, который полон решимости сделать все для его блага. Завершено ли его спасение? Нет.

Он тяжело болен - у него запущенная химическая зависимость - и он глубоко испорчен, все его привычки - это привычки преступника. Если его просто выпустить на свободу, он тут же вновь совершит преступление и отправится в тюрьму.

Ему предстоит долгий - и нелегкий - процесс исцеления. Ему надо будет повиноваться всем указаниям отца и врачей, и беречься, чтобы не сорваться обратно в ту же яму, из которой его вытащили. Наконец, он будет исцелен и введен в совершенно другую жизнь - которая будет бесконечно отстоять от той, которую он покинул.

Так и с нашим спасением от греха и смерти. Если мы веруем и крещены, мы, в определенном смысле, уже спасены. Мы получили дар, о котором Святой Иоанн Златоуст говорит: "Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою"

Мы введены в совершенно новые отношения с Богом и Его святыми, мы прощены и приняты, признаны своими. Но впереди у нас еще долгий, и, временами, трудный путь, который завершится на небесах.

И этот путь начинается с четкого осознания того, кто мы теперь, по дару Крещения, и что из этого следует. Писание использует разные образы для описания нашей новой идентичности. Слово Божие говорит, например, о царстве, искуплении, примирении, усыновлении, возрождении. Начнем с Царства.

Доверие, птица
Фото Compfight

Апостол Павел прославляет Бога, "избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего"(Кол.1:13)

Мы обычно используем слово "царство" в значении территории на карте - а физически мы никуда не перемещались. Но Апостолы под "Царством" имеют в виду не территорию, а, скорее, гражданство, или, вернее, подданство. В Крещении мы вступили в подданство Иисуса Христа. Он - наш Царь, в самом прямом, буквальном и обязывающем смысле.

Это может дорого обойтись - и в Евангелии Он об этом постоянно предупреждает. Высшее проявление нашей веры - мученичество, которое человек принимает, чтобы остаться верным Христу. Люди постоянно оказываются перед лицом тех или иных сил, которые требуют их безоговорочной верности и поклонения. В древности это был "божественный император", в ХХ веке - партии большевиков, нацистов и им подобные, требовавшие безоговорочной верности им и их вождям. Множество мучеников - и в нашей стране, и в других странах - приняли смерть, чтобы провозгласить: Иисус есть Господь. Мы принадлежим Ему.

В 1934 году недавно пришедшие к власти нацисты потребовали от всех профессоров богословия, преподававших в немецких университетах, подписать клятву верности, в которой Гитлер ставился выше Христа. Часть немецких христиан покорилась; но были и те, кто составили "исповедующую Церковь" и выступили с так называемой "Барменской декларацией", в которой было сказано: "Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти... Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам."

Быть христианином - значит безусловно доверять и повиноваться Иисусу Христу. Он - а не мы сами, и не кто бы то ни было еще - является Господом в нашей жизни. Наша принадлежность Ему безусловно важнее, чем наша принадлежность стране или партии, народу или даже семье. Это не значит, конечно, что мы можем пренебречь нашими семейными или гражданскими обязанностями - но это определенно значит, что все наши обязанности исходят от Него.

Все, что мы делаем - трудимся или платим налоги, заботимся о домашних или соблюдаем правила дорожного движения, мы делаем в послушании Ему.

Никто в этом мироздании не имеет власти освободить нас от Его заповедей, и у нас не может быть других Господ, кроме Него. Жизнь христианина - это жизнь, в каждый момент которой мы ищем исполнения воли Божией - "Господи, что повелишь мне делать? Сейчас, в этой ситуации, с этим моим ближним?". Это нелегко, и мы снова и снова соскальзываем от жизни, обращенной к Богу, к жизни, зацикленной на себе. (Сегодня со мной это происходило неоднократно). А как искать воли Божией - об этом мы поговорим следующий раз .

 

1
0
Сохранить
Поделиться: