Через дорогу от нас — ворота усадьбы. Автобус привозит к остановке очередную группу посетителей. «Ребята, мы будем гулять по усадьбе два часа, так что, если вам надо покурить, курите сейчас, потом у вас не будет возможности», — говорит преподавательница стае грубоватых студентов колледжа, которые тут же достают сигареты и, не отходя от своей сопроводительницы, торопливо затягиваются на два часа вперед. Вот уже 100 лет, как Абрамцево – музей, притягивающий огромное количество посетителей.
В усадьбе время замирает, и все подчиняется ее неспешному и умиротворяющему ритму. От находящегося поблизости Хотьковского монастыря время от времени доносится колокольный звон. На еще зеленую траву падают, медленно кружась в воздухе, золотые листья, по аллеям прогуливаются пожилые пары, мамы с колясочками — и даже многочисленные группы школьников и студентов перемещаются от здания к зданию на удивление тихо и неспешно.
Абрамцевская усадьба не представляет собой чего-то необычного: это небольшой участок земли и две деревеньки рядом. Тем не менее усадьба дважды входит в культурную жизнь Москвы — благодаря своим владельцам. В середине XIX века здесь гостили Тургенев, Гоголь, а в 80-90-е здесь жила и творила практически вся Третьяковская галерея — Репин, Васнецов, Врубель, Нестеров, Серов, Коровин и другие художники. Нам предстоит проделать длинный путь по следам жильцов и гостей Абрамцева, путь от главного усадебного дома до жемчужины усадьбы — церкви, в создании которой приняли участие самые знаменитые русские художники рубежа веков.
Аксаков и его удочка
В середине XIX века усадьбу приобретает уже пожилой писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь он вместе со своей семьей проводит летнее время, как он пишет, «забывается сном, сотканным из воспоминаний» и подолгу бродит с удочкой.
В Абрамцеве Аксаков пишет книги о рыбалке и охоте. Эти книги высоко оценил его молодой современник И. С. Тургенев, будущий автор «Записок охотника». Кстати, ровесник старших сыновей Сергея Тимофеевича, Тургенев войдет в семью Аксаковых и наряду с Н. В. Гоголем, Ф. И. Тютчевым и другими писателями станет частым гостем в абрамцевской усадьбе.
В семье Аксакова было 14 детей. «Удивительно, но такая большая семья принесла Сергею Тимофеевичу только одну внучку», — рассказывает нам наш экскурсовод. Зато старшие дети — Константин, Иван, Вера — прославились как литературные и общественные деятели, славянофилы.
Таким Гоголя вы еще не видели!
Нужно очень постараться, чтобы в этом молодом и модном франте узнать черты такого знакомого всем Николая Васильевича Гоголя. А ведь именно так он выглядел, когда впервые приехал в усадьбу к Аксаковым!
Аксаков даже не ожидал: он никак не мог соотнести этого человека и автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которыми так восхищался. В своей книге «История моего знакомства с Гоголем» Аксаков пишет: «Наружный вид Гоголя был тогда совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу; нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое. В платье Гоголя приметна была претензия на щегольство. У меня осталось в памяти, что на нем был пестрый светлый жилет с большой цепочкой. У нас остались портреты, изображающие его в тогдашнем виде, подаренные впоследствии Константину самим Гоголем». Гоголь держался на расстоянии, вел себя неприветливо, небрежно и как-то свысока — «чего, разумеется, не было, но могло так показаться», — пишет Аксаков. И естественно, такие манеры никому не понравились.
«Почему он тут такой нарядный? — переспрашивает наш экскурсовод. — Ему здесь 23 года, он молодой, да еще к тому же провинциал. Ну а вы посмотрите на свои фотографии! Я вот смотрю на свои молодые фотографии и говорю: “Боже мой! Ну разве можно было так одеваться?” Все мы через это проходим».
Гоголь все же был хорошо расположен к семье Аксаковых, дружил, вел с ними многолетнюю переписку, а в последние годы жизни нередко останавливался в абрамцевском имении, где больному Гоголю была отведена отдельная комната с мезонином, самая теплая.
Комната в усадебном доме, посвященная Н.В. Гоголю
Усадьба просыпается
После смерти Сергея Тимофеевича Аксакова усадьбу у наследников покупает молодая чета — Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы.
Мамонтовы — выходцы из достаточно просвещенной и образованной купеческой среды, из среды промышленников. Савва Иванович продолжал дело отца — строительство железных дорог, но ему всегда хотелось и чего-то еще.
Мамонтовы оказываются в Абрамцеве после крестьянской реформы, а это время идеалистов, ведь интеллигенции открывается народный мир. Встает вопрос о судьбе огромного пласта людей, возникает желание помогать и обустраивать жизнь народную.
Однажды в соседних деревнях началась эпидемия. Стремясь помочь людям, Мамонтовы приглашают сюда доктора, сами пытаются оказать больным посильную помощь. В это же время у них возникает желание основать лечебницу, затем школу, а при школе ремесленные мастерские — столярные, резческие, керамические, мастерскую женских рукоделий. Так постепенно в Абрамцеве складывается культурный поселок.
«Все это было в русле глубокой и осмысленной благотворительной деятельности Елизаветы Григорьевны, хозяйки усадьбы, — рассказывает наш экскурсовод. — Заботясь о своей семье и обустраиваясь здесь, она начинает заниматься и исправлением нравственного облика крестьян: она хочет, чтобы в их быт вошло творчество, чтобы у них развивался вкус. Художественно-столярная мастерская положила начало Абрамцевскому колледжу, который до сих пор сохраняет прежние традиции столярного и гончарного производства».
Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.
Мамонтовы очень хорошо дополняли друг друга: Елизавета Григорьевна более мягкая, склонная к духовной жизни, к общественному служению и благотворительности, а Савва Иванович — энергичный и артистичный, его с детства привлекал театр, музыка, а впоследствии он активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил знакомства с художниками.
Путешествуя по Франции и Италии, Мамонтовы знакомятся с выпускниками Российской академии художеств — Антокольским, Поленовым, Репиным, Васнецовым и многими другими. И, конечно, пригласили их к себе в Абрамцево. Поэтичная русская природа, открытый воздух — и художники увидели в имении Мамонтовых большие возможности для художественной жизни в России. Они приезжали и образовывали, как говорили сами, большую «дружественную семью».
Когда Мамонтовы приехали в Абрамцево, усадьба находилась в плохом состоянии, ведь Аксаковы покупали ее, когда были уже в возрасте, им не было тесно в одном доме. Но молодые Мамонтовы начинают активно обустраивать это место, и домики, которые мы теперь можем увидеть в Абрамцеве, — совместная работа Мамонтовых и их друзей-художников, которые в поисках национального стиля решают обратиться к прошлому.
Так в 80-90-е годы Абрамцево превращается в творческий заповедник, где художники в летнее время живут, вдохновляются и работают, в том числе и над материалами к своим будущим картинам.
«Мастерская», картина В. Д. Поленова В. М. Васнецов, Абрамцево. Яшкин дом Зарисовки пейзажей к картине «Видение отрока Варфоломея» Нестеров писал, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. В молодые годы художник продал свою картину Третьякову, а позднее нарисовал ее повторно. Авторское повторение хранится в Абрамцеве. Пейзажные этюды к картине «Аленушка» В. А. Васнецов писал на берегу реки Вори в Абрамцеве и у пруда в соседней деревне Ахтырке.
Валентин Серов оказался в Абрамцеве в раннем возрасте, очень полюбил семью Мамонтовых, привязался к Елизавете Григорьевне и даже называл ее «второй мамой». Его картина «Девочка с персиками» — портрет Веры, дочери Мамонтовых. Она была написана в Абрамцеве, и, поскольку ее никто не покупал, Серов оставил картину в этом доме в знак благодарности. А в Третьяковскую галерею картину поместили уже в советские годы.
Врубель, попав в Абрамцево, в высшей степени увлекся работой над керамическими изразцами для печей. Он полностью окунулся в это ремесло и подолгу проживал здесь. Все печи в абрамцевской усадьбе украшены керамикой Врубеля.
Эскиз Врубеля к росписи Владимирского собора. Эскиз Богоматери для Кирилловской церкви в Киеве.
В красной гостиной Мамонтовых хранится скатерть, на которой гости Абрамцева оставляли автографы. Сначала они писались мелом, а затем прошивались женской рукой. Нам удалось разглядеть подписи Арцыбушева, Поленова, Васнецова.
Та самая скатерь - на столике справа
Один из общих проектов художественного кружка — домашний театр. Все работали над эскизами декораций и костюмов, над постановками, играли в спектаклях. Например, Васнецов в спектакле «Снегурочка» сам играл Деда Мороза.
И. С. Остроухов. Программа спектакля «Снегурочка» Подпись: В. М. Васнецов. Мороз. Эскиз костюма к постановке «Снегурочка» В. М. Васнецов. Палаты царя Берендея Эскиз декорации к спектаклю «Снегурочка»
Церковь. Пик творчества
А мы продвигаемся вглубь усадьбы и приближаемся к долгожданной части нашей экскурсии — к усадебной церкви. Это еще один общий проект абрамцевского кружка, который еще больше сблизил и сдружил его участников.
Мамонтовы и их гости приезжают в Абрамцево по весне, накануне Пасхи. Но в это время речка Воря разливается, и жители окрестных деревень лишаются возможности попасть в ближайшую церковь. Поэтому у Елизаветы Григорьевны возникает мысль о строительстве усадебного храма — и художники с удовольствием берутся за ее реализацию, изучают традиции церковной архитектуры, материалы, разрабатывают проекты, эскизы. В этой церкви они оставили частичку своей души, и храм стал для них знаковым проектом, в котором они реализовались именно как церковные живописцы. В работе помимо художников принимали участие также сами Мамонтовы, родные и друзья художников, дети.
Работы Васнецова над проектом храма.
Эскизы сына Мамонтовых Андрея для храмовых орнаментов. Андрей был талантливым юношей, однако сильно заболел и умер в возрасте 20 лет.
Храм, освященный в честь Спаса Нерукотворного, был построен по проекту Васнецова. Здесь гармонично сочетаются элементы разных традиций — и псковской, и новгородской, и ярославской, и ростовской, и владимирской.
Образ Спаса Нерукотворного Поленов написал на керамике. При определенном положении солнца зубчики проходят прямо по голове Христа и символизируют терновый венец. Ключ от храма в кабинете Елизаветы Григорьевны Мамонтовой
«Святые на иконах представлены именно так, как видели их художники.
Многие авторские иконы написаны на медных листах, и, когда на них попадает солнышко, — рассказывает нам смотритель абрамцевского храма, — такое ощущение, что все иконы оживают и что свет идет изнутри».
Иконостас выполнен по проекту В. Д. Поленова и навеян путешествием Поленова по Палестине.
Главная храмовая икона — образ Спаса Нерукотворного. Написана И. Е. Репиным. Князь Федор с сыновьями Константином и Давидом. Икона написана Е. Д. Поленовой, сестрой В. Д. Поленова Сергий Радонежский. Икона В. Васнецова. Богородица с Младенцем В. Васнецова. Это эскиз к иконе, которая находится во Владимирском соборе в Киеве, в росписи которого принимали участие Васнецов, Нестеров, Врубель, сын Мамонтовых Андрей и другие. Николай Чудотворец Николая Неврева. Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Девочки в темнице накануне пыток, Написала жена Репина Вера. Слева направо — святые Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, князь Владимир, иконописец Алипий, летописец Нестор, Алексий Митрополит Московский. Написал В. Д. Поленов. Паникадило — проект В. Д. Поленова. Клиросы выполнены по эскизам Васнецова, который разработал их за один день, увидев принесенные детьми садовые и лесные цветы. Плащаница: шитье золотой и шелковой нитью. Начинала вышивать Вера Мамонтова, а заканчивали женщины абрамцевского кружка. Выполнена по эскизам Васнецова. Оригинал, написанный акварелью, находится в Третьяковской галерее. Барельеф святой главы Иоанна Предтечи — работа М. Антокольского. В храме находится первая печь Врубеля, поставленная в усадьбе. На полу — мозаика с изображением райского сада в исполнении Васнецова. Серая часть — обычная мраморная крошка, а остальные камни — белые, черные, желтые — из речки Вори, которая протекает неподалеку. То есть это подручный материал, который участники абрамцевского кружка собирали сами. Оконные проемы выполнены по эскизам сына Мамонтовых Андрея.
Когда Андрей умер, его похоронили у северной стены храма и над могилой поставили часовню. По просьбе матери, которой хотелось быть ближе к сыну, здесь оставили окошко. По одному из эскизов Андрея она сделала на окошке росписи.
В наши дни в храме в течение года проводятся всего три службы с литургией: первая — на Светлой седмице в праздник иконы Божией Матери Живоносный Источник, вторая — в праздник Петра и Февронии 8 июля (в память о семье Мамонтовых), третья — в престольный праздник храма — Спаса Нерукотворного 29 августа.