Когда написана Библия?

Датировка книг Ветхого Завета остается загадкой для ученых

селезневНедавно были опубликованы статьи зарубежных ученых, посвященные исследованию глиняных черепков с надписями на иврите, сделанными еще до вавилонского пленения евреев. Может ли такое исследование серьезно повлиять на современную библеистику и разрешит ли оно споры о датировке библейских текстов, «Фоме» рассказал лингвист и библеист, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Михаил Георгиевич Селезнев.

В Израиле, прежде всего в древних городах Лахише и Араде, найдены остраконы, т. е. черепки глиняных сосудов, использовавшиеся в древнем мире как материал для различных записок и писем. Для науки остраконы ценны тем, что сохраняются даже тогда, когда разрушается город или когда их просто выкидывают, и они заносятся землею. Поэтому на остраконах до нас дошли тексты тех эпох, от которых не сохранилось то, что считалось более важным с точки зрения писцов, и потому писалось на коже или пергаменте — например, юридические или священные тексты.

В опубликованной недавно статье нескольких израильских археологов речь идет об арадских остраконах. Арад — это крепость на самом юге Иудеи, которая должна была охранять Иудею от племен, живших южнее. Прежде всего от эдомитян —близкородственного древним евреям народа, жившего на юго-восток от Иудеи. Арад был относительно небольшим фортом, существовавшим несколько столетий, примерно с X-IX веков до н. э. и до завоевания Иудеи вавилонянами в начале VI веке до н. э.

До нас дошли остраконы разных эпох существования этого форта. Самая большая коллекция остраконов относится к последнему периоду, видимо, когда уже шла война с вавилонянами. Из Библии мы знаем, что одновременно с нашествием вавилонян с севера, с юга на Иудею напали эдомитяне. Ученые предполагают, что в черепках последнего периода существования Арада упоминаются враждебные действия со стороны Эдома.

18 черепков относятся к так называемому архиву Эльяшива. По-видимому, так звали коменданта Арада в последний период его существования. Большинство этих писем написаны от его начальника, что легко распознать по форме обращения: «Эльяшиву», а дальше — непосредственно текст письма. Некоторые письма начинаются по-другому: «Брат твой (имя) приветствует тебя, Эльяшив, и твою семью. Благословляю тебя Господом…». Эти письма уже от сослуживцев, офицеров. Третьи письма начинаются: «Господину моему, Эльяшиву» — эти, соответственно, от подчиненных. Письма эти были опубликованы еще в 1975 году израильским археологом Ахарони.

Материал по теме


bibl-orig_g

Дошел ли до нас оригинал Библии?

Часто можно услышать, что христианское Писание испорчено: оригинал, мол, до нас не дошел, Иисус в свое время проповедовал одно, а его ученики (прежде всего Павел) добавили к его проповеди нечто свое, иное. Да и пресса периодически сообщает о находке какого-нибудь очередного “сенсационного” документа

Что же нового сделала американо-израильская команда ученых сейчас, о чем пишут израильские и американские журналы? Благодаря современной технике удалось не просто прочесть остатки букв, но более-менее подробно восстановить их очертания и с помощью компьютера проанализировать саму графику письма. Выяснилось, что даже в этой переписке между не очень высокопоставленными начальниками южноиудейского фронта было задействовано как минимум шесть писцов. Это свидетельствует о том, что среди этих иудеев была в общем распространена грамотность.

В чем же значимость этого открытия? До сих пор идут споры о том, насколько была велика грамотность в Иудее до вавилонского пленения. В частности, представители радикальных направлений в науке утверждают, что в Иудее до вавилонского плена грамотность была невысока. Тот факт, что в переписке небольшого иудейского гарнизона на южной границе участвовало относительно много грамотных людей, говорит против недооценки грамотности в допленной Иудее.

Что это означает для библеистики? Даже если бы мы и выяснили, что все население Иудеи VII века до н. э. было поголовно грамотным, это не могло бы быть решающим аргументом в споре о времени написания Библии. Тот факт, что иудеи допленного времени умели читать и писать, и даже то, что у них, скорее всего, была развитая литература, не означает, что в тот период уже существовали ветхозаветные книги в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Были ли в Иудее этого времени тексты Ветхого Завета, какими мы их знаем сейчас, или только их «предшественники» — в этом споре арадские остраконы вряд ли могут кого-то в чем-то убедить или разубедить.

В целом, мне кажется, что для православия авторство и датировка текстов Ветхого Завета намного менее существенны, чем, например, для консервативного протестантизма. Для протестанта, придерживающегося тезиса «Sola Scriptura» (лат. «только Писанием»), чрезвычайно важно: те или иные слова были сказаны Моисеем или нет, в таком-то веке или позже. Для православного же подхода к священному тексту противопоставление Писания и Предания отнюдь не превращается в какую-то непреодолимую пропасть. Православной традиции несвойственно считать датировку единственным критерием значимости текста. Мы, например, знаем, что важнейший для нас текст — Символ веры — был написан не Моисеем и не Христом, а гораздо позднее. Тем не менее это нисколько не подрывает авторитет Символа веры для православной традиции. Аналогичным образом и датировка библейских текстов для православной традиции менее значима, чем для консервативного или фундаменталистского протестантизма.

Весомым аргументом в пользу более раннего происхождения текстов Ветхого Завета, могла бы стать разве что находка допленных рукописей типа знаменитых кумранских свитков. В свое время (1947 год) они полностью перевернули представления и об истории библейского канона, и о древнем иудаизме, и о контексте раннехристианской проповеди. Если сейчас взять любую книжку по данной теме, выпущенную до кумранских находок, то понятно, что она совершенно устарела. Все гипотезы, высказанные до 1940-х годов, оказались несостоятельными. Реальность оказалась и не такой, как думали либеральные ученые того времени, и не такой, как предполагали консервативные ученые. Она оказалась абсолютно ни на что не похожей.

После кумранских находок израильские археологи облазили, кажется, все пещеры на территории Израиля. Однако теоретически все же можно представить себе, что где-нибудь, в каких-нибудь новых пещерах, будет найдено что-нибудь столь же потрясающее, что изменит наши представления о ходе истории в этом регионе и о создании библейской литературы.

 

Фото Nina`H/www.flickr.com

Milov Sergey МИЛОВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Корреспондент
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 4,57 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.