На сцене МХАТ им. М. Горького поставили стереоспектакль «12 непридуманных историй» по текстам журнала «Фома». «Стерео» — значит «двое»: мужчина и женщина, слово и музыка, голос и альт.
3 и 25 октября потрясающие рассказы из реальной жизни со сцены театра прочтет Александра Ананьев, автор и ведущий программ на радио «ВЕРА» и телеканале «Спас». А еще зрители услышат прекрасную музыку в исполнении Светланы Степченко, солистки Национального филармонического оркестра под руководством Вл. Спивакова.
Что вызвало слезы у зрителей, которые уже побывали на спектакле?
«Слезы откровения»
Я, как профессиональный зритель, искушена различными постановками, но этот спектакль — откровение для меня. Оказывается, столь простыми средствами можно так глубоко «копнуть» человеческие души. Здесь все просто: голос и музыка, но этого достаточно, чтобы и заплакать, и засмеяться. 12 месяцев, 12 историй и 12 поводов для новых откровений.
Несмотря на то, что еще есть к чему стремиться с точки зрения художественной составляющей, несмотря на то, что Александр Ананьев не профессиональный артист, мы имеем дело с настоящим талантом и мастерством. На моноспектакль решаются только большие актеры — не каждому дано держать зал одному, а у Александра это получается: он интуитивно все делает правильно, так, что это очень трогает.
Создается эффект, что, так или иначе, все эти истории про тебя. Прозвучит банально, но я не помню, когда в последний раз так плакала. Это были слезы откровения. На этом спектакле ты понимаешь что-то про себя, про эту жизнь, про то, что ты знал в теории, что лежало на поверхности, но ты все никак не мог до этого дойти и применить в жизни.
Каждая история спектакля — про осязаемую добродетель. Здесь потрясающий юмор, драматургия текста. Ты испытываешь палитру эмоций, хотя внешне, в общем-то, ничего особенного не происходит: нет спецэффектов, шоу, инсталляции.
Стерео — определение чего-то двойного, звука например. Но для этого спектакля точно подойдет такое описание: максимальный объем при минимальных средствах.
«Слезы сознания»
Стереоспектакль — открытие для меня. Он не сравнится ни с чем: ни с игрой актеров в театральных постановках, ни с мизансценами на поэтических или прозаических вечерах — настолько этот спектакль сделан тонко, глубоко и со вкусом.
Нет ничего лишнего, все продумано: 12 историй, сопровожденных музыкой. Она звучит только в кульминационные моменты, помогает погрузиться в атмосферу, прочувствовать и понять героев, сопереживать им.
Все истории заставляют задуматься о жизни и все-все перенести на себя. Со мной никогда не было такого в театре: уже на первой истории — про отца — у меня хлынули слезы из глаз. Щелчок — и я не выдержал, меня прорвало: почему я не задумывался об этих вещах раньше?! Я даже вышел из зала — слезы буквально душили меня. Мне сложно объяснить, что конкретно я испытал, но чувства, вызванные этим спектаклем, я бы сравнил с исповедью самому себе.
Меня поразил голос Александра Ананьева: казалось бы, один человек на сцене, а все истории рассказаны по-разному. Как в фильме «Москва слезам не верит», последний кадр: в многоквартирном доме где-то горят огни, где-то выключены, но все это как одна большая страна, как одна жизнь. И на спектакле «Фомы» было то же самое: на сцене стоял один человек, но он был сосредоточением всех вот таких маленьких, но трогательных историй, случающихся в жизни у каждого из нас.
«Слезы сопричастности»
Этот стереоспектакль удивителен по своей простоте и невероятен по силе воздействия на зрителя прежде всего потому, что в центре уникальный дар Александра Ананьева. Его голос не просто красивый, в нем есть глубина культуры актерского исполнения. И то, как он передает и транслирует смыслы, нюансы и оттенки эмоций рассказываемых историй, — настоящее волшебство.
Я не в первый раз смотрю этот спектакль: тексты меняются, но не меняется одно — ощущение благодарности за то, что тебя погрузили в этот мир, в это пространство мысли и глубину открытий. Когда я спрашиваю своих студентов, которых беру с собой в театр: «Ну, как вам спектакль?», они разводят руками, глубоко вздыхают и показывают, что это как раз тот случай, когда обсуждать нет смысла.
Я, как и все, безудержно смеялась над грузинской историей и плакала над рассказом о нищенке, которая в 1943 году, будучи в эвакуации, узнала в подавшем ей милостыню офицере своего мужа. Даже сейчас я пересказываю — и у меня ком в горле, хотя я не плаксива.
В этих историях много такого, что пронзает сердце слушателя, потому что это про что-то очень настоящее. Прожитое, увиденное, осмысленное. Когда мы плачем, это значит, что нас что-то очень глубоко и основательно трогает и мы чувствуем какую-то сопричастность тому, что разворачивается перед нами.
Спасибо журналу «Фома», который даёт нам большое количество таких изумительных, тончайших и глубоких текстов.
Подготовила Анастасия Бавинова