Христианская эвтаназия: улыбка из вечности

"Толковый словарь" с Юрием Пущаевым

pushaevТермин «эвтаназия» – яркий пример того, как в одну и ту же словесную «оболочку» можно вкладывать совершенно разные, даже прямо противоположные смыслы.

Общепринятое значение этого слова имеет в виду неприемлемое и страшное для верующего явление – так называемое «убийство из милосердия» или «убийство по просьбе» с врачебной «помощью». То есть, намеренное умерщвление медиками безнадежно больных людей, в том числе по их желанию.

Сегодня эвтаназия уже узаконена в ряде стран: Нидерландах, Бельгии, некоторых штатах США. Причем Бельгия пошла в этом деле дальше всех Это — единственная страна, в которой законом разрешена и детская эвтаназия. По недавно принятому бельгийскому закону, подписанному их королем, даже дошкольник может попросить о своем умерщвлении, если его страдания очень сильны, а болезнь неизлечима, и свое согласие дадут родители, врачи и психолог.

Материал по теме


Фото h.koppdelaney, www.flikr.com

Смерть, которой ждут

Как христиане относятся к смерти? Почему боятся ее и, одновременно, ждут ее — чая воскресения мертвых, как поется в Символе веры? Почему скорбят об умерших и в то же время — празднуют дни кончины святых? Почему просят о безболезненной кончине и, в то же время, страшатся уйти из жизни внезапно?

Какую почву такой закон может со временем дать для избавления от нежелательных детей, наверно, одному дьяволу известно. Но уже сейчас Бельгию сотряс один скандал, связанный с эвтаназией. Недавно право на добровольный уход из жизни в этой стране получила 24-летняя девушка только на основании того, что у нее хроническая депрессия. Как сообщила «Российская газета», «уйти из жизни 24-летней Лауре медики разрешили по ее собственному настоянию – девушка страдает от хронической депрессии и последние три года проходит лечение в психиатрической клинике».

Последний случай хорошо демонстрирует эффект так называемой «наклонной плоскости»: разреши эвтаназию, и очень скоро она будет осуществляться даже не из ложно понятого сострадания, а по совсем иным основаниям. Скажем, чтобы просто не оплачивать дорогое лечение.

Впрочем, самый принципиальный вопрос, с которого следует начинать, даже не этот вопрос об очень возможных злоупотреблениях в квадрате. Допустим невозможное, что закон об эвтаназии применяется идеально, и никаких отступлений от его норм нет. Главный или исходный вопрос все же в другом – какую смерть можно считать благой или хорошей. Ведь эвтаназия с греческого – это благая или хорошая смерть. Образовано слово ἡ εὐθᾰνᾰσία (evthanasia) от наречия εὖ (ev) – хорошо, и существительного ὁ θάνᾰτος – смерть.

Сторонники эвтаназии говорят о свободе человека, о возможности выбрать ему самому не унижающую его достоинства смерть. Но мне кажется, что так понимаемая эвтаназия – это своего рода дьявольская пародия на христианское понимание благой или хорошей смерти. Почему дьявольская пародия? На Божественной Литургии христиане молят Бога о «христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове». В первом случае мы тоже вроде имеем кончину безболезненную (дано обезболивающее и страдания сокращены «милосердным убийством»), мирную (все делается по согласию, без криков и жалоб), и даже непостыдную (соответствующую представлениям данного человека о стыдном и нестыдном). Однако тут никак не будет доброго ответа на Страшном Суде Христа, потому что и мира никакого в таком уходе из жизни нет.

Уйти с миром – это значит уйти, смиренно принимая волю Бога, когда Он наконец-то отпустит человека из этого мира. Он, Который «вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). Жизнь человека – чудо и драгоценный дар, который зависит от тончайшего сплетения миллиардов и миллиардов разных обстоятельств. Не сам человек устроил это невероятное сплетение, не он стоял у истоков таинственного замысла, который за каждой жизнью стоит. Нельзя поэтому терять эту драгоценную интуицию чуда и невероятной таинственности жизни, и прежде всего своей собственной, ее истока и ее конца.

И хорошая, блаженная смерть или эвтаназия в христианском смысле – она совсем другая. Это смерть подвижника, освободившегося и очищенного с помощью Божией от страстей. Действительно скончавшегося в мире и покаянии. Такова, например, судя по всему, была смерть афонского старца Иосифа Ватопедского, посмертную улыбку которого прозвали улыбкой из вечности.

Фото на заставке: flickr.com, Fr Maxim Massalitin

 

 

 

pushaev ПУЩАЕВ Юрий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.