Что читать в наступившем месяце? В очередном выпуске нашей постоянной рубрики мы расскажем о последних книжных новинках сентября.
Ребенок в церкви
Заметки о высшем искусстве
М.: Даниловский благовестник, 2012. — 128 с.
В этой книге есть много полезных советов и ответов на вопросы, которые волнуют родителей, решивших дать своим детям православное воспитание. Как поститься ребенку? С какого возраста исповедоваться, о чем говорить с духовником? Как говорить с детьми о сексе? И много другого, что полезно знать неофитам, которых в церкви сейчас большинство. Алексий Уминский говорит о тех заблуждениях и крайностях, в которые впадают родители, решившие воспитать свое чадо «истинным христианином».
Не надо заставлять ребенка часто исповедоваться — это станет для него формальностью. Не надо заставлять стоять всю службу. В церкви ребенку должно быть радостно. Но радость — не «безответственность или разгульное веселье», а осмысленный труд души. Духовной пищи должно быть столько, сколько ребенок может усвоить…
Эта книга не о том, как научить ребенка правильно молиться и класть поклоны. Она о том, как научить его любить Бога и людей.
Наталья БОГАТЫРЁВА
Иеромонах Георгий (Соколов)
Станет ли зло бессмертным?
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 112 с. — (Кафедра).
Начинаешь читать — и как будто заглядываешь в бездны. Позади — первые поколения людей, которые, согласно Библии, жили чуть не до тысячи лет. Впереди — поразительные возможности науки, которые, может быть, приведут когда-нибудь к возможности хранить на особых носителях резервные копии человеческого мозга и при необходимости переносить их в клонированное тело…
А дальше встает вопрос: нужно ли оно, физическое бессмертие? Не приведет ли оно к тому, что бессмертным станет зло? Зачем нужна смерть? Этот вопрос, мучительный для всякого человека, автор рассматривает и с точки зрения биологической целесообразности, и с точки зрения христианства. Он цитирует христианских авторов — от святых отцов до мыслителей ХХ века, которые единодушно уверяют: смерть не наказание, а лечение; в смерти человек преображается, переплавляется для вечной жизни.
Комментируя популярные научные воззрения на происхождение религии из страха смерти, автор приходит к выводу: как только наука позволит добиться физического бессмертия, следует ожидать падения религиозности. Религию упразднят за ненадобностью; вслед за тем можно ожидать и падения нравственности, и падения ценности жизни.
Собственно, вся эта книга — о новом стоянии человечества пред древом добра и зла в созерцании плода, который даст вечную жизнь, — вот только протяни руку; о новом соблазне, с которым человечество столкнется если не при нашей жизни, то в одном из будущих поколений.
Ирина ЛУКЬЯНОВА
Протоиерей Андрей Ткачев
Письмо к Богу
М.: Даниловский благовестник, 2010. — 400 с.
Новая книга отца Андрея с первой страницы рождает ощущение живого, душевного разговора. Понятно, что мы, читатели, разные. И стиль общения в разных местах книги неодинаков. Как будто автор обращается то к читателю-интеллигенту, то к простоватому мужичку, то к ребенку — и каждому адресована своя история. С мало-мальски образованным интеллектуалом он говорит о Гоголе, Достоевском, Толстом. Воображаемому соседу по купе автор предлагает поговорить не о футболе и пиве, а … о смерти: «Ты не кривись и не соскальзывай с темы. Если не я сейчас, то кто и когда с тобой об этом поговорит?» Ребенку рассказывает полусказку-полубыль про слепую девочку Эдит, дочку сторожа в публичном доме (надо отдать должное автору в деликатности, с какой он говорит на щекотливую тему). За девочку горячо молились обитательницы этого заведения, и она прозрела. И стала великой певицей Эдит Пиаф…
Вообще-то это очень серьезная книга, в которой о важных для каждого христианина вещах написано легко и доходчиво. Это как азбука для неофита: что такое Причастие, покаяние, заповеди, молитва. И все — в коротких, емких и красочных историях. А еще текст этой небольшой книги просто пересыпан афоризмами. Только успевай выписывать. И все подчинено главной задаче — приблизить читателя к Богу. Не случайно же в названии имя Его…
Наталья БОГАТЫРЁВА
Примириться с болезнью
Сост. Д. Г. Семеник,
М. И. Хасьминский
Минск: Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2012. — 207 с. — (Компас для души).
Книга с таким названием — «Примириться с болезнью» — обещает нелегкое чтение. Но начинаешь читать и понимаешь, что это книга надежды. Потому что, во-первых, в ней четко даются ответы на вопросы, которые возникают у тяжело заболевшего человека и его родных. За что мне это? Как научиться терпеть боль? Как получить облегчение? А во-вторых, эта книга разрушает стереотипы восприятия, например, онкологических заболеваний.
Конечно, новая книга адресована в первую очередь верующим. Вряд ли атеист или агностик услышат слова о том, что болезнь — зачастую следствие грешной жизни, что она дается не как наказание, а как средство стать лучше. Герои этой книги сходятся в одном: болезнь не катастрофа, а возможность духовного роста, открытия новых смыслов в жизни.
Но, конечно, читателю хочется чуда. И чудо в этой книге есть, и не одно.
Наталья БОГАТЫРЁВА
Портрет с пристрастием
Рената Гальцева,
Ирина Роднянская
К портретам русских мыслителей
М.: Петроглиф;
Патриаршее подворье храма
мц. Татианы при МГУ, 2012. — 758 с.
Увесистый том «К портретам русских мыслителей» Ренаты Гальцевой и Ирины Роднянской отличается как широтой охвата (от Александра Пушкина и Владимира Соловьева до Александра Солженицына, всего 12 имен), так и фундаментальностью подхода. Он рассчитан на подготовленного читателя, уже неплохо знакомого с историей русской философии. Это, впрочем, неудивительно. Признанные исследовательницы по истории русской мысли включили в книгу свои работы и очерки, публиковавшиеся в течение десятилетий.
Задачу своей новой книги авторы характеризуют следующим образом: «представить облик и творческий пафос выдающихся русских умов в обновленном философском, прежде всего — христианском ракурсе, а также по возможности развеять накопившиеся вокруг этих имен — в особенности за годы советской власти, но и после — ложные толкования и аберрации».
Получилось ли это у авторов? Если честно, то однозначно ответить трудно. Со многим в книге хочется согласиться и всячески приветствовать — это и христианские установки авторов, и глубочайшее знание материала, и критика либеральной постсоветской интеллигенции, по-прежнему отличающейся своей отчужденностью от России и атеистическими предрассудками (глава «Непройденные “Вехи”»), а также общий благородный тон и стиль изложения и мысли. Однако смущает некая пристрастность, вырастающая, очевидно, из тех же самых благородных побуждений. Некоторые портреты в книге написаны в преувеличенно апологетических тонах. Приверженность Гальцевой и Роднянской наследию русской религиозной философии Серебряного века выражается порой в том, что авторская аргументация в защиту их «подопечных» выглядит слишком уж натянутой. Особенно это заметно в статьях, посвященных, как они пишут, «отцу нашему» Владимиру Соловьеву (в этом выражении явственно слышна ирония, но, как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки). Например, именуя «первого русского профессионального философа» «великим христианином и духовным просветителем русского общества», Гальцева и Роднянская пишут, что он в своей философии «по существу преодолел» искушение софийными мотивами, которые пронизывают все его творчество. Что здесь значат слова «по существу», и как именно Соловьев преодолел это искушение, остается за рамками аргументации. Или, как пишет Гальцева, «Соловьев выступает реформатором русского христианского самосознания, заложившим основы христианской общественности, или социального христианства, которое выливается в плодотворное, хотя и неосуществленное в России, к несчастью, течение русской общественной мысли XX века» (С. 181). Но позвольте, как это «социальное христианство» (явление довольно загадочное, надо отметить) может вылиться в течение одновременно и плодотворное, и неосуществленное?
С другой стороны, в книге Гальцевой и Роднянской много и здравых наблюдений: это и обоснованная критика так называемого политического православия, и несколько уместных недоуменных вопросов Сергею Хоружему и его версии «православного энергетизма», и многое другое. Так что прочитать книгу, наверно, стоит, но порой также стоит делать поправки на благородную пристрастность авторов и их влюбленность в «предметы» своих исследований.
Юрий ПУЩАЕВ