Благая весть, изменившая мир

Что Евангелие рассказывает о Благовещении

В день Благовещения произошло событие, которое в корне изменило историю всего человечества. Приблизилось время исполнения обета Божия о рождении Спасителя. Однако для того чтобы Мессия родился, свою роль в Божественном замысле должна была сыграть простая еврейская девушка Мария.
По обету, данному родителями Марии – праведными Иоакимом и Анной, – Она  была посвящена  Господу Богу и с трех до пятнадцати лет жила при Иерусалимском храме. Когда пришло время покинуть храм, Дева Мария, по решению священников, была обручена праведному Иосифу, плотнику по профессии. Пречистая Дева жила в его доме в Назарете, вела благочестивую жизнь:  занималась хозяйством, пряла лен и шерсть, читала священные книги, молилась Богу, а Иосиф плотничал.

Обручение Марии и Иосифа. Доменико Беккафуми, 1518 г.

Обручение Марии и Иосифа. Доменико Беккафуми, 1518 г.

Как все люди из народа избранного, Дева Мария хорошо знала о том, что приблизилось время пришествия обетованного Мессии. И конечно, Она помнила слова пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Будучи смиренной, Дева Мария, вероятно, и не предполагала, что вскоре Ее ждет необычное и важное событие. Важное не только для Нее одной, но и для всего человечества.
В один из обыкновенных дней, когда Мария читала Священное Писание и молилась Богу, Ей явился вестник Божий – святой архангел Гавриил, который сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28).  Приход ангела Божия и его слова смутили Пречистую Деву, но  тот продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30–33).
Мария была девушкой благочестивой и непорочной, а Иосиф (вопреки распространенному сейчас представлению) не был Ее мужем. Он был ее покровителем и должен был оберегать ее. В древнем Израиле иногда применялась форма обручения женщины мужчине ради сохранения ее девства и исполнения обета, данного Богу. В таких взаимоотношениях находились и Мария с Иосифом. Именно поэтому, услышав обетование архангела Гавриила, Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). На это посланник Божий ответил самым таинственным пророчеством в истории отношений Бога и человека – он обетовал непорочное зачатие Спасителя: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). В подтверждение того, что Господь силен исполнить Свое слово, Гавриил рассказал Марии о Ее родственнице – праведной Елисавете: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 36–37).

Сон Иосифа. Харменс ван Рейн Рембрандт, 1645 г.

Сон Иосифа. Харменс ван Рейн Рембрандт, 1645 г.

Приняв все, что сказал Ей святой архангел, Пречистая Дева с покорностью, смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). После согласия Марии, архангел Гавриил «отошел от Нее». Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Мессии, таинственное, непостижимое человеческим умом непорочное зачатие совершилось.
Когда праведный Иосиф узнал, что Пречистая Дева ждет ребенка, он решил отпустить Ее. Дело в том, что он опекал и берег Ее для того, чтобы Она могла продолжать Свое служение Богу. Ожидаемый же ребенок, по мнению Иосифа, свидетельствовал о том, что он не выполнил свою обязанность. Чтобы девушку не побили камнями за предполагаемое неблагочестивое поведение (ведь никто не знал, кто Отец ребенка), Иосиф и намеревался Ее отпустить. Однако во сне ему явился ангел Божий, который сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). После этого Иосиф уже не думал о том, чтобы отпустить от себя Деву Марию. Наоборот, он стал еще усерднее, с еще большим благоговением заботиться о Пречистой, ведь он тоже помнил пророчество о рождении Мессии от Девы. С этого момента Матерь Божия уже неотлучно жила в доме Иосифа до самой его праведной кончины.

На анонсе Благовещение. Фра Анжелико,  1433 г.

Читайте также другие материалы о Благовещении на нашем сайте

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.