8 храмов на два села

Дунилово и Горицы Ивановской области

Ивановская область – terra incognita на карте маршрутов православного путешественника. И совершенно напрасно. Здесь такое количество православных святынь, исторических памятников и прочих интересных объектов, что этому может позавидовать иной «брендированный» регион. Древнейший монастырь области — Николо-Шартомский монастырь — основан, по данным некоторых источников, в XIII веке. Старинное село Мугреево-Никольское — вотчина князей Пожарских. Храмы в селе Красном и в Палехе сохранили уникальные фрески палехских мастеров…

Но в этот раз мы отправимся в села Дунилово и Горицы. Село Дунилово расположено в 15 километрах к северу от Шуи на живописном берегу реки Тезы. Вместе с расположенным на противоположном берегу селом Горицы они составляют уникальный ансамбль. Здесь, на небольшой территории, история сохранила для нас восемь (!) храмов, один монастырь и одну часовню.

Дунилово – село старинное. Возникло на месте пересечения древних торговых путей на берегу некогда судоходной Тезы. Столь удобное географическое положение способствовало расцвету села. Первое упоминание о селе мы находим в 1535 году в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого-Шуйского, потомка древнего рода Суздальских князей. Уже тогда это было торговое село с большим количеством церквей. К великому сожалению, храмы эти почти все были деревянными и до наших дней не сохранились.

В 1689 году владельцем Дунилова становится боярин Федор Лопухин. Царь Петр отписал дворцовое село своему тестю после женитьбы на дочери его Евдокии Лопухиной. Боярин вложил много труда и средств в строительство новых и украшение древних храмов и обителей своей вотчины. Чуть поодаль от села им был основан мужской монастырь — Воробьёвская в честь Всемилостивого Спаса мужская пустынь.

В 1697 году Федор Лопухин, попавший в немилость к Петру Первому, был выслан воеводой в Тотьму, и монастырь, потерявший своего покровителя, стал быстро приходить в запустение и в 1724 году был первый раз упразднен по причине «малообеспеченности». Последующие годы были не самыми благополучными в истории монастыря, а потом он и вовсе был закрыт указом Екатерины Великой. Вскоре деревянные постройки монастыря сгорели…

Новая жизнь монастыря начинается только в XIX веке. На средства московской купчихи Евфимии Каретниковой и почетной гражданки города Шуи Марии Ивановны Посылиной в обители строятся каменные церкви. В 1819 году построена летняя церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Всемилостивого Спаса и Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1848 году закончено строительство зимнего Покровского храма. Главной святыней обители была чудотворная икона Божией Матери Смоленская. К концу столетия в обители были построены богадельня для стариков и школа, в которой обучались крестьянские дети.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

В 1941 году все церкви сел Дунилово и Горицы были закрыты «по требованию масс населения». В бывшем монастыре разместился психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенская церковь использовалась под склад.

18 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Началось возрождение обители.

С моста через Тезу открывается, пожалуй, лучший вид на Дунилово и Горицы. Горят в лучах закатного солнца купола бывшего Благовещенского монастыря. Благовещенский монастырь – самый древний на дуниловской земле. Точная дата его постройки неизвестна, лишь закладная доска, находящаяся в стене Благовещенского храма, свидетельствует, что освящен он был в 1675 году.

Храмы Благовещенского монастыря

Второй храм обители, Казанский, построен был в 1888 году. Боярин Федор Лопухин также приложил руку к благоукрашению монастыря – его стараниями построена была высокая шатровая колокольня и надстроен еще один ярус Благовещенской церкви. Существует предположение, что царица Евдокия, жена Петра Первого выделяла средства на постройку иконостаса Благовещенского храма.

Дунилово. Храмы Благовещенского монастыря

Дунилово – старинное купеческое село. Два раза в году – весной и осенью шумели здесь ярмарки. Там, где некогда была торговая площадь, стоит ныне Крестовоздвиженский храм, построенный в 20-х годах девятнадцатого столетия купеческим родом Балиных на месте маленькой часовенки. Часовня эта построена была в память об избавлении от «морового поветрия» в 1654 году. Легенда гласит, что в древние времена стоял на этом самом месте славянский идол – Дубнило, которому поклонялись славяне-язычники. Эта же легенда гласит, что название села как раз и произошло от имени этого языческого бога, просто с течением времени лишняя буква «выпала» из названия, так и появилось Дунилово.

Дунилово. Крестовоздвиженский храм

В советское время храм использовался под склад зерна и очень быстро пришел в запустение и обветшал. В 1996 году начались ремонтно-восстановительные работы, а в 1998 году на праздник Крестовоздвиженья храм уже стоял под новым куполом, увенчанный крестами и была отслужена первая Литургия. Сейчас в нем регулярно проводятся богослужения по праздникам и выходным дням.

Часовня святителя Николая Чудотворца связана с периодом Смутного времени. Год 1608. Армия Лжедмитрия II стоит под Москвой. Царь Василий Шуйский терпит одно поражение за другим. Все больше и больше воевод и бояр занимают сторону самозванца. Власть Лжедмитрия признали жители Александровой слободы и Юрьева-Польского, вслед за ними на сторону самозванца перешли Суздаль, Иваново, Шуя. Важным центром патриотического движения в это непростое время стала Кинешма и другие города Поволжья. Именно здесь сформировались первые дружины ополчения, давшие отпор армии самозванца. 11 февраля 1609 года в Дунилове произошло сражение между отрядом кинешемских ополченцев и войском суздальского воеводы Федора Плещеева, присягнувшего Лжедмитрию. В результате сражения войско предателя было разбито, а сам он с остатками своего войска спешно бежал в Суздаль. В память о тех драматических событиях в 1709 году и была построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. В наше время часовня была отреставрирована и передана Успенскому монастырю.

Согласно местному преданию Дунилово находится под покровительством святителя Николая. Здесь в конце XVIII века явлен был образ чудотворца, называемый Можайским. Можайский образ – это скульптурное изображение святителя, несколько необычное для русской православной традиции. В одной руке он держит храм, в другой – меч. Предание утверждает, что образ этот приплыл в Дунилово по реке и был установлен в Покровской церкви. Селяне очень полюбили образ святого, сшили ему одежду, подобрали обувь, обращались к нему со своими просьбами и молитвами. В тридцатых-сороковых годах Покровская церковь была закрыта, скульптуру Николая Чудотворца велено было убрать. Рассказывают, что сделать это было практически невозможно — Никола Можайский упорно не хотел покидать свое место. Лишь только накинув трос, с помощью трактора удалось выволочь святой образ из церкви и вывезти куда-то в поле. Вскоре после этого святитель Николай исчез… Рассказывают, будто его спрятал кто-то из местных жителей, по другим данным он пропал где-то в подвалах НКВД.

Дунилово. Покровская церковь

Покровская церковь, расположенная напротив Никольской часовни, построена в 1704 году на средства все того же Федора Лопухина на месте обветшавшей деревянной церкви. Рядом стоит небольшая летняя церковь Всех Святых, составляющая с Покровской единый ансамбль, некогда огороженный каменной оградой с башенками и бывший бесспорным украшением села. Ныне и Покровская и Всехсвятская церковь пребывают в плачевном состоянии. Практически полностью разрушены ограда и башенки, храмы стоят без дверей, без окон. На стенах с трудом просматриваются остатки фресок. Необычно смотрятся побеленные купола Покровской церкви, как бы указывающие на то, что здесь начиналась когда-то реставрация, но на дальнейшее, видимо, не хватило уже средств.

Немного в стороне от остальных храмов, на сельском кладбище стоит еще один храм – Преображения Господня, построенный в 1832 году, гораздо реже посещаемый паломниками. Это один из немногих храмов, которому повезло быть восстановленным, и сейчас в нем регулярно совершаются богослужения.

Дунилово. Храм Преображения Господня

Ну а мы переходим по мосту через Тезу и попадаем в село ГорИцы. Именно так, с ударением на втором слоге называют свое село местные жители. Село Горицы известно с середины XVI века как вотчина последних потомков князей Горбатых, бывших удельных князей Суздальских. С давних времен село было соперником расположенному на противоположном берегу Дунилову. Так же как и в Дунилове, здесь проживали богатые купеческие семьи, ежегодно на Рождество Богородицы проводилась своя ярмарка, а село было богато храмами.

Горицы. Храм Вознесения Господня

В Горицах мы видим две церкви – летнюю, Рождества Богородицы, и зимнюю, Вознесенскую. Церковь Рождества Богородицы упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году, но, несомненно, ее основание относится к более древнему времени. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1624 г. помещики братья Коробьины поставили новую деревянную церковь на месте старой, построенной в 1535 году. Каменная церковь была возведена в 1760 году «усердием богатых крестьян Цыгановых и Холщевниковых, с приложением утвари и колоколов». В церкви имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Переяславского Горицкого монастыря.

Горицы. Храм Рождества Богородицы

Церковь несет на себе следы реставрации. Поговаривают, будто бы деньги на ее восстановление выделяла Лидия Федосеева-Шукшина, но по каким-то причинам закончить реставрацию не удалось.

В 1800 году на средства прихожан села Горицы была поставлена зимняя церковь Вознесения, меньших размеров, в скромных формах которой угадываются черты провинциального классицизма. Ныне храмы находятся под попечительством дуниловского Успенского монастыря, сестры которого в меру своих скромных сил стараются как-то поддерживать их от дальнейшего разрушения.

Наше маленькое путешествие подошло к концу. Мы увидели лишь малую часть богатого наследия этих двух купеческих сел. Приезжайте и смотрите своими глазами. Ну а мы продолжим путешествовать с “Фомой”.

 

Текст и фото Владимира Ештокина

ЕШТОКИН Владимир
рубрика: Авторы » Е »
фотограф
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (12 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.