4) «Почтеннейшая маминька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу сделать для меня величайшее из одолжений. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов...». Мама этого русского писателя помогала сыну собирать ценный материал (описания костюмов, народных обычаев, поверий и т. д.) для его произведений.
Мария Ивановна Гоголь-Яновская внимательно следила за творчеством сына и была ценнейшим «поставщиком» сведений о жизни, обычаях и верованиях малороссиян, которые Гоголь потом перерабатывал и включал в свои тексты. Мария Ивановна собрала для него богатейший этнографический материал. Ее описания костюмов, церемоний сватовства, свадебных, крестильных, поминальных и других обрядов, игр и песен стали основой гоголевских произведений. В своих письмах Гоголь просил прислать, например, «обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей... Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее, с их названиями и делами. Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно» (из письма Гоголя матери, 30 апреля 1829 года). Все материалы были Гоголю доставлены, и многое он использовал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Мертвых душах».