Иисус Христос родился в Назарете
Да, Назарет тесно связан с евангельской историей и жизнью Иисуса Христа. Именно здесь прошли Его детство и юность, а также именно в этом городе архангел Гавриил возвестил Божией Матери, что у Нее родится Сын. Однако появился на свет Спаситель в Вифлееме, куда Мария и ее муж Иосиф явились на перепись по велению императора Августа. В Вифлееме они не нашли дома, где бы могли остановиться переночевать. Тогда праведный Иосиф и Мария отправились за пределы города, где отыскали место, куда здешние пастухи загоняли на ночь скот. Там и родился Христос. Уже в I веке здесь располагалась христианская община, члены которой сохранили предание, указывающее на место Рождества Спасителя. Это самое место рождения Иисуса можно увидеть и сегодня в вифлеемской базилике Рождества Христова у восточной стены крипты в нише. Тут же располагается серебряная звезда, на которой помещена надпись на латыни «Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus Est» («Здесь у Девы Марии родился Иисус Христос»).
Первыми свидетелями Рождества Христова стали пастухи.
Пастухи стали первыми свидетелями Рождества Христова. Ночью они были в поле вместе со своим стадом, как вдруг возник перед ними Ангел Господень и возвестил великую радость о том, что родился Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк 2:8–11). Пастухи отправились в Вифлеем, вошли в пещеру, где по обыкновению зимовали их стада, и увидели Младенца Христа, Марию и Иосифа. Поклонение пастухов — эпизод, который нередко изображается как на рождественских иконах, так на художественных полотнах, посвященных Рождеству.
Слово вертеп переводится со старославянского как «дом плотника».
Слово «вертеп» (вьртьпъ) в переводе со старославянского — это пещера. У слова «вертеп» много значений, но самое важное, конечно, то, что оно обозначают ту самую пещеру, где родился Христос. Именно там Богородица положила Младенца в ясли — кормушку для домашних животных. Позднее эта колыбель была вывезена в Рим как великая святыня, а ту нишу, где она стояла, обложили мрамором. Именно эта пещера-вертеп стала прообразом особого ящика с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа. Этот ящик-домик тоже называется вертепом. Такие театральные вертепы были очень популярны и в Европе, и в России, особенно в XVII веке. Эти рождественские спектакли разыгрывались не только для развлечения публики: для простых, неграмотных людей такое представление было наглядной иллюстрацией библейского сюжета о Рождестве. Позднее в храмах стали появляться целые панорамы вифлеемского вертепа с фигурками новорожденного Христа в яслях и склонившихся над Ним животных. Таким образом, и кукольные вертепы, и вертепы, установленные в храмах, для христиан являются в первую очередь важным, чудесным знаком того места, той пещеры, где случилось важнейшее для всей христианской истории событие.
В Библии не указано, что волхвов, пришедших в Вифлеем поклониться Иисусу, было три.
В Библии о волхвах пишет только евангелист Матфей и сообщает, что волхвы с Востока пришли за Вифлеемской звездой, которая указывала им место в Иудейской земле, где родился Спаситель. Они проделали огромный путь, чтобы поклониться Ему. В древнегреческом оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, то есть маги, персидские (иранские) жрецы, которые обладали особыми тайными знаниями. Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, однако церковное Предание сообщает, что волхвов было трое и имена их были Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Дальнейшая их судьба точно не известна. По преданию, они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. В германском Кёльнском соборе находятся мощи трех волхвов, обретённые еще святой царицей Еленой. Однако на древних фресках в катакомбах иногда изображали и двоих, и четверых, а иногда и шестерых мудрецов. Число три закрепилось потому, что Евангелие упоминает о трех дарах, значит, скорее всего, и волхвов было трое, по подарку от каждого. И как раз про подарки наш следующий вопрос!
Один из трех волхвов, пришедших поклониться новорожденному Спасителю, преподнес Ему золото.
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, увидели Его с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11). Каждый из даров имеет символическое значение. Золото было преподнесено Ему как Царю царей, мудрейшему и славнейшему. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю, с другой стороны, золото — это символ мудрости. Ладан, дорогая ароматическая древесная смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Ладан всегда использовался в богослужениях: его каждение выражало благоговение человека перед Богом. Смирна же — ароматическая смола, которая в еврейской традиции использовалась для помазания умерших. Это погребальное благовоние волхвы подарили Иисусу как смертному Человеку. Возможно, мудрецы знали из пророчеств, какова будет судьба Христа, о Его страданиях за людей, Его смерти и Воскресении. Сейчас Дары волхвов хранятся на Афоне.
Только в Евангелии от Луки есть упоминание о том, что около яслей маленького Иисуса стояли животные: вол, осел и овечки.
Очень часто в рассказах о Рождестве Христовом и на различных изображениях этого события представлен следующий образ: Богомладенец Иисус лежит в яслях, Его окружают животные и согревают его своим дыханием. Однако ни один из четырех евангелистов не сообщает о том, что при новорожденном Христе были какие-либо животные. Однако, согласно церковному Преданию, при рождении Спасителя присутствовали вол, осел и овечки. Святые отцы и богословы по-разному трактуют значение именно этих животных. На бытовом уровне их появление объяснимо: в Вифлеем Богоматерь, скорее всего, прибыла на ослике, так как Ей, беременной, было уже тяжело идти пешком. Вола же привел Иосиф, тоже из Вифлеема, чтобы продать его и получить деньги для разных нужд. Овечки же могли оказаться рядом с Христом потому, что пастухи, которые узнали о рождении Спасителя, поспешили к Нему вместе со своей отарой. Если рассматривать символический смысл, то отсылки к волу и ослику есть в Ветхом Завете: ...вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего (Ис 1:3)». Вол, по толкованию многих святых отцов, — это символ иудеев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14). Иисус же явился, чтобы спасти и тех, и других. Нередко на изображениях Рождества фигурируют и другие животные, но их появление не столь доказательно: например, голубя помещали на икону Рождества как традиционный символ Святого Духа.
На древних иконах Рождества Богоматерь всегда изображалась в желтых (золотых) праздничных одеждах.
В желтых (золотых) одеждах Богоматерь изображалась редко. В христианской иконографии и живописи примерно с XII века с Пречистой ассоциируется преимущественно сине-голубой цвет. Часто он фигурирует на Ее мафории (накидке), тунике, а порой даже вся Ее одежда решена в сине-голубых тонах. Синева указывает на небесную совершенную чистоту и непорочность Божией Матери. Однако еще раньше Пресвятую Деву изображали в темных оттенках: черном, сером и коричневом. Темный цвет ассоциировался со скорбью, трауром по умершему на кресте Сыну, которые ожидают Богоматерь. На православных иконах цвет одежд Богородицы часто багряный, темно-красный (пурпурный, вишневый). Багряница — это одновременно напоминание о царственном происхождении Божией Матери (Она — Царица Небесная, а пурпурный цвет считался «царским») и о перенесенных Ею страданиях. Интересно, что стараниями многих поколений христиан сохранились настоящие одежды Богоматери, связанные с Рождеством Ее Сына. Прежде всего это плат Пресвятой Богородицы, который, по преданию, покрывал Ее голову в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, и Ее риза. Подлинность этих реликвий в ХХ веке была подтверждена научными исследованиями. Плат Богородицы находится в Шартрском соборе во Франции, который был построен в XIII веке специально для того, чтобы сохранять эту святыню. Шартр также известен своими синими витражами, посвященными Деве Марии. В немецком же Ахене, в кафедральном соборе, хранится риза Богоматери — верхняя одежда, в которой Она отправилась в Вифлеем.
Эпизода поклонения ангелов Христу в Рождественскую ночь нет в Евангелии.
Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Эпизода рождественского поклонения ангелов Христу в Священном Писании нет, зато он нередко представлен на иконах Рождества, начиная с XIV века. Например, на иконе Андрея Рублёва у пещеры со Святым Семейством изображены ангелы — духовные посланники Бога, возвещающие обычным людям Божию волю. В евангельском рассказе сохранена ангельская функция передачи Божественного послания людям: в ночь Рождества перед пастухами предстал сонм ангелов, славящих Бога и взывающих: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14.) Один из ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песне и возвещая радость Рождества Христова.
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.