В адвент-календаре «Фомы» было уже много подарков: мастер-классы, открытки, дайджесты и даже отрывки из книг. Теперь Ася Занегина, литературовед и постоянный автор «Фомы», предлагает пройти интересную зимнюю викторину и вспомнить известные произведения русских классиков. Погрузитесь в сказочную зимнюю атмосферу вместе с Пушкиным, Тютчевым и Буниным, вспомните любимые стихотворения, и, кто знает, может, они вдохновят вас на собственное произведение!

Викторина
Зима — излюбленная тема русских поэтов. Многие из нас ещё со школы помнят «Зимний вечер» Пушкина или «Чародейкою зимою...» Тютчева. Но так ли это на самом деле? Попробуйте угадать пропущенную строчку в этих известных стихотворениях!
Начать викторину
О чем ещё Александр Пушкин просит спеть старушку няню в стихотворении «Зимний вечер»?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как
.......................
В столице днём поют колокола
Две пиццы ты вчера мне испекла
Девица за водой по утру шла
Молиться, чтоб душа не умерла
Многие строчки этого стихотворения навсегда врезались в нашу память: от начального «Буря мглою небо кроет...» до знаменитого «Выпьем с горя; где же кружка?» Оно написано Пушкиным в Михайловском, родовом имении поэта, куда его отправили после Южной ссылки, запретив появляться в Петербурге и Москве. Поэтому морозную зиму 1825 года поэт провёл рядом с няней Ариной Родионовной. Находясь в изоляции и уподобляя свою непростую судьбу снежным вихрям и холодной буре, поэт все же находит источник духовных сил, которые помогают справиться с жизненной непогодой и «развеселить сердце». Этот источник — голос близкого человека, любимой старушки няни, которая с детства вдохновляла своего воспитанника поразительными знаниями русского фольклора. И вот, в непростое время затворничества, именно её песни воодушевляют поэта.
Многие строчки этого стихотворения навсегда врезались в нашу память: от начального «Буря мглою небо кроет...» до знаменитого «Выпьем с горя; где же кружка?» Оно написано Пушкиным в Михайловском, родовом имении поэта, куда его отправили после Южной ссылки, запретив появляться в Петербурге и Москве. Поэтому морозную зиму 1825 года поэт провёл рядом с няней Ариной Родионовной. Находясь в изоляции и уподобляя свою непростую судьбу снежным вихрям и холодной буре, поэт все же находит источник духовных сил, которые помогают справиться с жизненной непогодой и «развеселить сердце». Этот источник — голос близкого человека, любимой старушки няни, которая с детства вдохновляла своего воспитанника поразительными знаниями русского фольклора. И вот, в непростое время затворничества, именно её песни воодушевляют поэта.
Многие строчки этого стихотворения навсегда врезались в нашу память: от начального «Буря мглою небо кроет...» до знаменитого «Выпьем с горя; где же кружка?» Оно написано Пушкиным в Михайловском, родовом имении поэта, куда его отправили после Южной ссылки, запретив появляться в Петербурге и Москве. Поэтому морозную зиму 1825 года поэт провёл рядом с няней Ариной Родионовной. Находясь в изоляции и уподобляя свою непростую судьбу снежным вихрям и холодной буре, поэт все же находит источник духовных сил, которые помогают справиться с жизненной непогодой и «развеселить сердце». Этот источник — голос близкого человека, любимой старушки няни, которая с детства вдохновляла своего воспитанника поразительными знаниями русского фольклора. И вот, в непростое время затворничества, именно её песни воодушевляют поэта.
Многие строчки этого стихотворения навсегда врезались в нашу память: от начального «Буря мглою небо кроет...» до знаменитого «Выпьем с горя; где же кружка?» Оно написано Пушкиным в Михайловском, родовом имении поэта, куда его отправили после Южной ссылки, запретив появляться в Петербурге и Москве. Поэтому морозную зиму 1825 года поэт провёл рядом с няней Ариной Родионовной. Находясь в изоляции и уподобляя свою непростую судьбу снежным вихрям и холодной буре, поэт все же находит источник духовных сил, которые помогают справиться с жизненной непогодой и «развеселить сердце». Этот источник — голос близкого человека, любимой старушки няни, которая с детства вдохновляла своего воспитанника поразительными знаниями русского фольклора. И вот, в непростое время затворничества, именно её песни воодушевляют поэта.
Какими словами Фёдор Тютчев описывает околдованный лес в своём стихотворении «Чародейкою зимою...»?
И стоит он, околдован, —
.......................................... —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Не мертвец и не живой
Наш советский постовой
Как извозчик на Тверской
В тёплой шубе снеговой
Фёдор Тютчев написал не так много стихотворений. Но, как говорил другой русский поэт Афанасий Фет, небольшая книжка стихотворений Тютчева по глубине мысли, «томов премногих тяжелей». Тютчев был не только поэтом-художником, но и мыслителем. Критик и поэт Серебряного века Валерий Брюсов писал, что поэзия Тютчева – это философия природы. «Чародейкою зимою...» (1852) – это пример благоговейного отношения Тютчева к природе, в которой, по его же словам, «есть душа, свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Поэт не только описывает «околдовывание» леса зимой, а видит в этом зимнем пейзаже блестящую «чудную жизнь», нечто высшее, ослепительное и божественное.
Фёдор Тютчев написал не так много стихотворений. Но, как говорил другой русский поэт Афанасий Фет, небольшая книжка стихотворений Тютчева по глубине мысли, «томов премногих тяжелей». Тютчев был не только поэтом-художником, но и мыслителем. Критик и поэт Серебряного века Валерий Брюсов писал, что поэзия Тютчева – это философия природы. «Чародейкою зимою...» (1852) – это пример благоговейного отношения Тютчева к природе, в которой, по его же словам, «есть душа, свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Поэт не только описывает «околдовывание» леса зимой, а видит в этом зимнем пейзаже блестящую «чудную жизнь», нечто высшее, ослепительное и божественное.
Фёдор Тютчев написал не так много стихотворений. Но, как говорил другой русский поэт Афанасий Фет, небольшая книжка стихотворений Тютчева по глубине мысли, «томов премногих тяжелей». Тютчев был не только поэтом-художником, но и мыслителем. Критик и поэт Серебряного века Валерий Брюсов писал, что поэзия Тютчева – это философия природы. «Чародейкою зимою...» (1852) – это пример благоговейного отношения Тютчева к природе, в которой, по его же словам, «есть душа, свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Поэт не только описывает «околдовывание» леса зимой, а видит в этом зимнем пейзаже блестящую «чудную жизнь», нечто высшее, ослепительное и божественное.
Фёдор Тютчев написал не так много стихотворений. Но, как говорил другой русский поэт Афанасий Фет, небольшая книжка стихотворений Тютчева по глубине мысли, «томов премногих тяжелей». Тютчев был не только поэтом-художником, но и мыслителем. Критик и поэт Серебряного века Валерий Брюсов писал, что поэзия Тютчева – это философия природы. «Чародейкою зимою...» (1852) – это пример благоговейного отношения Тютчева к природе, в которой, по его же словам, «есть душа, свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Поэт не только описывает «околдовывание» леса зимой, а видит в этом зимнем пейзаже блестящую «чудную жизнь», нечто высшее, ослепительное и божественное.
Что сделал изобретательный крестьянин в стихотворении Ивана Сурикова «Зима»?
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
..................................
..................................
И наделал козам новеньких кормушек
Карфаген, ребята, должен быть разрушен
И избу соломой он укрыл снаружи.
И купил ушанку, чтоб не мёрзли уши.
Многие ещё со школы помнят мелодичные строки «Белый снег, пушистый / В воздухе кружится / И на землю тихо / Падает, ложится». Однако стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима» довольно длинное, и не все его нюансы запоминаются так хорошо, как начальные строфы. Среди русских поэтов Сурикова можно назвать главным фанатом зимы – так часто её образ встречается в его стихах. Но именно «Зима» с её живописными описаниями падающего снега и белого одеяла, которым укрывается земля, стала абсолютным «хитом», поистине народным текстом. Суриков родился в крестьянской семье, поэтому в его стихотворениях так остро чувствуется дух деревенской, сельской жизни..
Многие ещё со школы помнят мелодичные строки «Белый снег, пушистый / В воздухе кружится / И на землю тихо / Падает, ложится». Однако стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима» довольно длинное, и не все его нюансы запоминаются так хорошо, как начальные строфы. Среди русских поэтов Сурикова можно назвать главным фанатом зимы – так часто её образ встречается в его стихах. Но именно «Зима» с её живописными описаниями падающего снега и белого одеяла, которым укрывается земля, стала абсолютным «хитом», поистине народным текстом. Суриков родился в крестьянской семье, поэтому в его стихотворениях так остро чувствуется дух деревенской, сельской жизни..
Многие ещё со школы помнят мелодичные строки «Белый снег, пушистый / В воздухе кружится / И на землю тихо / Падает, ложится». Однако стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима» довольно длинное, и не все его нюансы запоминаются так хорошо, как начальные строфы. Среди русских поэтов Сурикова можно назвать главным фанатом зимы – так часто её образ встречается в его стихах. Но именно «Зима» с её живописными описаниями падающего снега и белого одеяла, которым укрывается земля, стала абсолютным «хитом», поистине народным текстом. Суриков родился в крестьянской семье, поэтому в его стихотворениях так остро чувствуется дух деревенской, сельской жизни..
Многие ещё со школы помнят мелодичные строки «Белый снег, пушистый / В воздухе кружится / И на землю тихо / Падает, ложится». Однако стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима» довольно длинное, и не все его нюансы запоминаются так хорошо, как начальные строфы. Среди русских поэтов Сурикова можно назвать главным фанатом зимы – так часто её образ встречается в его стихах. Но именно «Зима» с её живописными описаниями падающего снега и белого одеяла, которым укрывается земля, стала абсолютным «хитом», поистине народным текстом. Суриков родился в крестьянской семье, поэтому в его стихотворениях так остро чувствуется дух деревенской, сельской жизни..
В зиме символисту Иннокентию Анненскому больше всего нравился снег, но поэт терпеть не мог скользкий лёд. Как Анненский описывает его в стихотворении «Полюбил бы я зиму...»?
Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка…
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
...................................
..............................
Виктор Цой всё предвидел:
Белый снег, черный лёд!
Этот нищенский синий
И заплаканный лёд!
Не пройти к магазину —
Всюду пакостный лёд!
Этот скованный в льдинах
Чернеющий лёд!
Стихотворение «Снег» вошло в книгу Анненского «Кипарисовый ларец», изданную после смерти поэта. Книга имеет необычное построение: она разделена на несколько частей, которые называются «Трилистники» (по три стихотворения в каждом, как три листка). Например, есть «Трилистник лунный», «Трилистник дождевой», «Трилистник обречённости» и др. «Снег» входит в «Трилистник ледяной»: общей темой для трёх стихотворений, входящих в него, является тема смерти и воскресения. Лёд, по Анненскому, — символ смерти. Снег же, напротив, для поэта светлый, живой и тёплый, укрывающий безжизненные обрывы и поля: «Но люблюослабелыйОт заоблачных нег — То сверкающе белый,То сиреневый снег…». Лирический герой чувствует себя на «грани» между мирами — это характерно для поэзии Серебряного века.
Стихотворение «Снег» вошло в книгу Анненского «Кипарисовый ларец», изданную после смерти поэта. Книга имеет необычное построение: она разделена на несколько частей, которые называются «Трилистники» (по три стихотворения в каждом, как три листка). Например, есть «Трилистник лунный», «Трилистник дождевой», «Трилистник обречённости» и др. «Снег» входит в «Трилистник ледяной»: общей темой для трёх стихотворений, входящих в него, является тема смерти и воскресения. Лёд, по Анненскому, — символ смерти. Снег же, напротив, для поэта светлый, живой и тёплый, укрывающий безжизненные обрывы и поля: «Но люблюослабелыйОт заоблачных нег — То сверкающе белый,То сиреневый снег…». Лирический герой чувствует себя на «грани» между мирами — это характерно для поэзии Серебряного века.
Стихотворение «Снег» вошло в книгу Анненского «Кипарисовый ларец», изданную после смерти поэта. Книга имеет необычное построение: она разделена на несколько частей, которые называются «Трилистники» (по три стихотворения в каждом, как три листка). Например, есть «Трилистник лунный», «Трилистник дождевой», «Трилистник обречённости» и др. «Снег» входит в «Трилистник ледяной»: общей темой для трёх стихотворений, входящих в него, является тема смерти и воскресения. Лёд, по Анненскому, — символ смерти. Снег же, напротив, для поэта светлый, живой и тёплый, укрывающий безжизненные обрывы и поля: «Но люблюослабелыйОт заоблачных нег — То сверкающе белый,То сиреневый снег…». Лирический герой чувствует себя на «грани» между мирами — это характерно для поэзии Серебряного века.
Стихотворение «Снег» вошло в книгу Анненского «Кипарисовый ларец», изданную после смерти поэта. Книга имеет необычное построение: она разделена на несколько частей, которые называются «Трилистники» (по три стихотворения в каждом, как три листка). Например, есть «Трилистник лунный», «Трилистник дождевой», «Трилистник обречённости» и др. «Снег» входит в «Трилистник ледяной»: общей темой для трёх стихотворений, входящих в него, является тема смерти и воскресения. Лёд, по Анненскому, — символ смерти. Снег же, напротив, для поэта светлый, живой и тёплый, укрывающий безжизненные обрывы и поля: «Но люблюослабелыйОт заоблачных нег — То сверкающе белый,То сиреневый снег…». Лирический герой чувствует себя на «грани» между мирами — это характерно для поэзии Серебряного века.
Что привиделось Ивану Бунину зимней ночью в стихотворении «Метель»?
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: .......................
.......................................................
Меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз
Какой я бездельник:
Пора дописать уже «Чистый понедельник»
В лесу у Днепра
Слышится страшный удар топора
Через окно
Манят меня огоньки казино
Зимних текстов у поэта больше 20, но «Метель» является первым обращением поэта к образу зимы. Более того, исследователи творчества Бунина пишут, что «Метель» была написана поэтом в 17 (!) лет. Стихотворение напоминает мрачную лирическую сказку, где беспечное и спокойное описание напевов метели и туманного снежного сияния сменяется тревожными образами одиноких елей, беспощадной вьюги и мёртвых полей, среди которых бродит безмолвный Мороз. Стихотворение похоже на попытку писателя создать зимнюю страшилку для детей, чтобы те сидели по домам во время непогоды. В зрелом возрасте Бунин несколько подкорректировал текст, и «Метель» была опубликована в журнале «Детское чтение».
Зимних текстов у поэта больше 20, но «Метель» является первым обращением поэта к образу зимы. Более того, исследователи творчества Бунина пишут, что «Метель» была написана поэтом в 17 (!) лет. Стихотворение напоминает мрачную лирическую сказку, где беспечное и спокойное описание напевов метели и туманного снежного сияния сменяется тревожными образами одиноких елей, беспощадной вьюги и мёртвых полей, среди которых бродит безмолвный Мороз. Стихотворение похоже на попытку писателя создать зимнюю страшилку для детей, чтобы те сидели по домам во время непогоды. В зрелом возрасте Бунин несколько подкорректировал текст, и «Метель» была опубликована в журнале «Детское чтение».
Зимних текстов у поэта больше 20, но «Метель» является первым обращением поэта к образу зимы. Более того, исследователи творчества Бунина пишут, что «Метель» была написана поэтом в 17 (!) лет. Стихотворение напоминает мрачную лирическую сказку, где беспечное и спокойное описание напевов метели и туманного снежного сияния сменяется тревожными образами одиноких елей, беспощадной вьюги и мёртвых полей, среди которых бродит безмолвный Мороз. Стихотворение похоже на попытку писателя создать зимнюю страшилку для детей, чтобы те сидели по домам во время непогоды. В зрелом возрасте Бунин несколько подкорректировал текст, и «Метель» была опубликована в журнале «Детское чтение».
Зимних текстов у поэта больше 20, но «Метель» является первым обращением поэта к образу зимы. Более того, исследователи творчества Бунина пишут, что «Метель» была написана поэтом в 17 (!) лет. Стихотворение напоминает мрачную лирическую сказку, где беспечное и спокойное описание напевов метели и туманного снежного сияния сменяется тревожными образами одиноких елей, беспощадной вьюги и мёртвых полей, среди которых бродит безмолвный Мороз. Стихотворение похоже на попытку писателя создать зимнюю страшилку для детей, чтобы те сидели по домам во время непогоды. В зрелом возрасте Бунин несколько подкорректировал текст, и «Метель» была опубликована в журнале «Детское чтение».
Как Анна Ахматова описывает зимнее свидание?
И на пышных парадных снегах
Лыжный след, словно память о том,
......................................................
......................................................
Как за мной ты, уставший, в слезах
Шёл на лыжах, а я — за рулём.
Как ругались когда-то в сердцах
Здесь с тобою в двадцать втором.
Что в каких-то далёких веках
Здесь с тобою прошли мы вдвоём.
Как катались мы на санях,
Одурманенные январём.
Небольшое стихотворение-воспоминание о свидании лирических героини и героя Анна Ахматова написала в 1922 году. В этом тексте хорошо заметен излюбленный приём ранней Ахматовой-акмеистки: это описание видимого и слышимого («шелест и хруст», «куст ледяных роз», «пышные снега» и т.д.) для того, чтобы показать, как природа аккомпанирует любовному чувству. Каждое слово стихотворения дышит этим воспоминанием и энергией двух любящих людей на фоне ослепительного снега и морозного утра.
Небольшое стихотворение-воспоминание о свидании лирических героини и героя Анна Ахматова написала в 1922 году. В этом тексте хорошо заметен излюбленный приём ранней Ахматовой-акмеистки: это описание видимого и слышимого («шелест и хруст», «куст ледяных роз», «пышные снега» и т.д.) для того, чтобы показать, как природа аккомпанирует любовному чувству. Каждое слово стихотворения дышит этим воспоминанием и энергией двух любящих людей на фоне ослепительного снега и морозного утра.
Небольшое стихотворение-воспоминание о свидании лирических героини и героя Анна Ахматова написала в 1922 году. В этом тексте хорошо заметен излюбленный приём ранней Ахматовой-акмеистки: это описание видимого и слышимого («шелест и хруст», «куст ледяных роз», «пышные снега» и т.д.) для того, чтобы показать, как природа аккомпанирует любовному чувству. Каждое слово стихотворения дышит этим воспоминанием и энергией двух любящих людей на фоне ослепительного снега и морозного утра.
Небольшое стихотворение-воспоминание о свидании лирических героини и героя Анна Ахматова написала в 1922 году. В этом тексте хорошо заметен излюбленный приём ранней Ахматовой-акмеистки: это описание видимого и слышимого («шелест и хруст», «куст ледяных роз», «пышные снега» и т.д.) для того, чтобы показать, как природа аккомпанирует любовному чувству. Каждое слово стихотворения дышит этим воспоминанием и энергией двух любящих людей на фоне ослепительного снега и морозного утра.
Какой необычный образ использует Борис Пастернак для описания зимы в стихотворении «После вьюги»?
Я, наверно, неправ, я ошибся,
Я ослеп, я лишился ума.
..............................................
Наземь падает навзничь зима.
Белой женщиной мёртвой из гипса
Зазевавшейся кошкой с карниза
Словно горсти жемчужного риса
Как легчайшая белая риза
Стихотворение «После вьюги» написано в 1957 году на даче в Переделкине и входит в последний лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется». Весь этот цикл посвящён ключевым для творчества поэта темам: жизни и смерти, воскресения и вечности. Поэт описывает остановившееся время, удивительный покой, которые он чувствует после зимней вьюги. Не только лёд реки, платформа и лес, не только весь город в снегу — в снегу «целый мир». Удивительная тишина, спокойствие, сон. Именно в этот снежный период человек, по Пастернаку, острее чувствует морозное дыхание вечности и задумывается над ключевыми, вечными вопросами. Наряду со стихотворением «После вьюги» в «Когда разгуляется» есть ещё два «зимних» стихотворения: «Первый снег» и «Снег идёт». Они образуют триптих, объединённый общими темами быстротечного времени и вневременной, всеохватной вечности.
Стихотворение «После вьюги» написано в 1957 году на даче в Переделкине и входит в последний лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется». Весь этот цикл посвящён ключевым для творчества поэта темам: жизни и смерти, воскресения и вечности. Поэт описывает остановившееся время, удивительный покой, которые он чувствует после зимней вьюги. Не только лёд реки, платформа и лес, не только весь город в снегу — в снегу «целый мир». Удивительная тишина, спокойствие, сон. Именно в этот снежный период человек, по Пастернаку, острее чувствует морозное дыхание вечности и задумывается над ключевыми, вечными вопросами. Наряду со стихотворением «После вьюги» в «Когда разгуляется» есть ещё два «зимних» стихотворения: «Первый снег» и «Снег идёт». Они образуют триптих, объединённый общими темами быстротечного времени и вневременной, всеохватной вечности.
Стихотворение «После вьюги» написано в 1957 году на даче в Переделкине и входит в последний лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется». Весь этот цикл посвящён ключевым для творчества поэта темам: жизни и смерти, воскресения и вечности. Поэт описывает остановившееся время, удивительный покой, которые он чувствует после зимней вьюги. Не только лёд реки, платформа и лес, не только весь город в снегу — в снегу «целый мир». Удивительная тишина, спокойствие, сон. Именно в этот снежный период человек, по Пастернаку, острее чувствует морозное дыхание вечности и задумывается над ключевыми, вечными вопросами. Наряду со стихотворением «После вьюги» в «Когда разгуляется» есть ещё два «зимних» стихотворения: «Первый снег» и «Снег идёт». Они образуют триптих, объединённый общими темами быстротечного времени и вневременной, всеохватной вечности.
Стихотворение «После вьюги» написано в 1957 году на даче в Переделкине и входит в последний лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется». Весь этот цикл посвящён ключевым для творчества поэта темам: жизни и смерти, воскресения и вечности. Поэт описывает остановившееся время, удивительный покой, которые он чувствует после зимней вьюги. Не только лёд реки, платформа и лес, не только весь город в снегу — в снегу «целый мир». Удивительная тишина, спокойствие, сон. Именно в этот снежный период человек, по Пастернаку, острее чувствует морозное дыхание вечности и задумывается над ключевыми, вечными вопросами. Наряду со стихотворением «После вьюги» в «Когда разгуляется» есть ещё два «зимних» стихотворения: «Первый снег» и «Снег идёт». Они образуют триптих, объединённый общими темами быстротечного времени и вневременной, всеохватной вечности.
Викторина
Выпьем с горя: где же кружка?

Наверное, стихотворения о лете или о весне вам нравятся больше, раз мы смогли сбить вас с протоптанной дорожки. Но не расстраивайтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт!

Поделиться результатом:
Зимним холодом пахнуло...

Да, в некоторых вопросах нам удалось вас запутать. Если строки из Пушкина и Сурикова с детства многие помнят и так, то стихотворения Пастернака и Бунина самое время перечитать. В любом случае с нашим тестом вы справились очень хорошо!

Поделиться результатом:
Так морозно, светло и бело!

Ни единой ошибки! Поздравляем вас! Вы — первоклассный знаток русской зимней лирики. Никакая вьюга и метель не смогли сбить вас с верного поэтического следа!

Поделиться результатом:
Пройти ещё раз

0
0
Сохранить
Поделиться: