Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народного собора обращено к самым основам нашей общественной жизни. Именно поэтому многие упускают его из вида на фоне текущих новостей, которые так сильно захватывают внимание и эмоции. Однако есть вопросы, от которых невозможно уйти — и один из важнейших из них это вопрос национальной истории.
Как сказал Патриарх, «Трагическое разделение, происходящее тогда, когда люди теряют общее понимание своей истории, ведущее к расколу и провоцирующее гражданский конфликт, мы наблюдаем сегодня на Украине. Поэтому вопрос единого подхода к истории, вынесенный в название нашего Собора, надо рассматривать не как частный вопрос, не как проблему одной из научных дисциплин — как преподавать историю в школе, но как чрезвычайно важный вопрос государственного и национального бытия»
Прошедшая история уже совершилась, она неизменна, но вот ее осознание — это всегда творческий процесс, который может проходить так или иначе, приводить к тем или иным результатам в общественной жизни.
Психологи, исследующие то, как работает человеческая память, давно обратили внимание, что воспоминание — это не загрузка файла откуда-то с жесткого диска, где он хранился неизменно с того момента, как был записан, а активный, творческий процесс при котором наше воспоминание редактируется, конструируется и частично домысливается на основе элементов, сохранившихся в нашей памяти. Человеческая психика что-то отбирает, а что-то оставляет в тени, придает фактам определенную интерпретацию, которая тоже становится частью воспоминания, неосознанно смещает детали так, чтобы они вписывались в картину. Иногда (в тяжелых случаях) люди помнят как истинные, события, которые не происходили — например, «вспоминают» преступления, жертвами которых они якобы были. Особенно легко искажается память о конфликтах, в которые человек был вовлечен — человек естественно выбирает интерпретацию, которая выставляет его в наиболее благоприятном свете. Бывают и случаи «внушенных» воспоминаний, когда кто-то еще убеждает человека «вспомнить» то, что никогда не происходило. Среди психологов даже ходит полушутливая-полусерьезная фраза «будьте осторожны, конструируя воспоминания — вам потом с ними жить всю жизнь». В самом деле, то, что Вы помните о себе, определяет то, как Вы поступаете сейчас и как строите отношения с другими людьми.
Это верно в отношении отдельных людей — и это верно в отношении народов. Процесс формирования коллективной памяти — и коллективной идентичности — может быть еще более запутан. История, какой ее помнят люди, это не хаотичный массив фактов — в виде хаотичного массива ее было бы помнить невозможно. Это факты, упорядоченные определенным образом — что-то неизбежно подчеркивается, а что-то оказывается на втором плане, факты интерпретируются в рамках какого-то общего взгляда на то, кто мы, откуда и куда мы идем.
Это взгляд на свою историю — и свою идентичность — может быть здоровым, помогающим гармоничному развитию общества, а может быть больным, несущим в себе трещины, которые неизбежно приведут к крушению. Более того, в обществе могут существовать разные взгляды и разные картины истории, которые будут конфликтовать между собой. То и другое может стать источником серьезных общественных нестроений.
Как сказал Патриарх, «Сегодня нередко слышатся голоса, призывающие принять как некий эталон какой-либо один период нашей истории, одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов. Кто-то идеализирует дореволюционное прошлое, не видя в советской эпохе ничего кроме гонений на Церковь и политических репрессий. Другие утверждают, что именно советский период был нашим золотым веком, за пределами которого — лишь социальное неравенство, коррупция и технологическая отсталость»
В самом деле, конфликт между адептами «советского» и «антисоветского» мифа приводит к такому прочтению истории, который можно было бы сравнить с подходом мухи — которая всюду ищет отнюдь не нектар. «Советские» ищут, чем бы уязвить оппонентов, выискивая «свинцовые мерзости» в дореволюционной истории, «антисоветские» — указывают исключительно на преступления советского периода. Для тех и других важно максимально упростить картину, свалив в одну кучу Гагарина и Берию, Менделеева и Салтычиху. Важно прислушаться к словам Патриарха: «На самом деле описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры. Черно-белой схемы здесь явно недостаточно. Более того, упрощения создают искаженную и разорванную картину истории, распадающейся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу»
По словам Патриарха, не следует закрывать глаза на то, что было плохого — но тем более не следует подбирать данные таким образом, чтобы изображать нашу историю чем-то беспросветно мрачным.
«Навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть между «барином» и «мужиком», как бы барин и мужик не назывались сегодня. Это та пропасть, которая до начала ХХ века отличала дореволюционную Россию и становилась источником социального напряжения. Точно также недопустимо и повторение антирелигиозных гонений, преследование людей за мирно выражаемые убеждения, подавление гражданских свобод.
Однако нельзя соглашаться с теми, кто сводит нашу историю к одним лишь тяжелым и мрачным страницам. Подобные эпизоды были и в истории соседних цивилизаций»
Патриарх призывает нас обратиться к тому в нашей истории, на что мы можем опереться, в чем можем найти пример для подражания.
«Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые».
Наша вера учит нас смотреть на мир — и на наше прошлое — не «гордым взором иноплеменным», но глазами любви, уважения, сострадания, и — когда этот взгляд обращается в будущее — надежды.