Журнал "Фома" продолжает  публикацию размышлений  Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. Сегодняшний текст продолжает разговор о том, как крестная жертва Спасителя и наша вера во Христа должны изменить жизнь верующего.

Итак, если описывать спасительные деяния Христа одной фразой, то можно повторить слова Апостолов - “Христос умер за наши грехи”. Его крестная жертва приобрела нам оправдание перед судом Божиим и прощение всех наших грехов. Это то, что богословы называют “объективной стороной” спасения. То, что со Своей стороны, для нас сделал Бог. Но спасение - это то, что совершается не с неодушевленными предметами, а с людьми, существами личностными и свободными.

Как именно спасение, которое для нас приобрел Христос, становится нашим? Как конкретный человек - Вы или я - можем обрести вечную жизнь? Слово Божие говорит - через веру. И здесь нам важно подробнее остановится на значении этого слова. В стране с традиционно христианской культурой человек может называть себя христианином, православным, верующим, и это, увы, не будет означать почти ничего. Такая вера означает, в лучшем случае, что человек не оспаривает верований своих предков - но не собирается следовать им всерьез или даже выяснять, в чем именно они состоят. Конечно, Новый Завет говорит совсем не о такой вере.

Покайтесь, и да крестится каждый из васФото Caneles, www.flickr.com

Представьте себе, что в помещение, где я сижу, врывается сотрудник полиции и говорит, что здание заминировано и все должны немедленно его покинуть. Если я поверю ему, я, очевидно, немедленно вскочу и последую за ним к аварийному выходу. Представьте себе, что врач, посмотрев на распечатки моих анализов, говорит, что у меня серьезные проблемы со здоровьем, и я что срочно должен изменить свои привычки, диету и образ жизни. Если я поверю ему, я - с глубокой печалью, но вместе с тем, решительно - откажусь от некоторых своих любимых блюд.

Наша вера людям - особенно людям, говорящим о нашей жизни и безопасности - проявляется в определенных действиях, и действиях решительных. Мои слова о том, что я верю полицейскому или врачу, ничем мне не помогут - моя вера окажется спасительной, только если она проявится в определенном поведении.

Так и вера во Христа, когда она есть, проявляется в определенных действиях. В Книге Деяний Апостольских описана реакция людей, которые слышали проповедь о Христе распятом и воскресшем. Они покаялись в своих грехах и приняли Крещение.

Как говорит святой Апостол Петр, “покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа” (Деян.2:38).

Каков подлинный смысл Крещения?

В Новом Завете соответствующее слово - “баптизмо” - означает “погружение”. Погружение куда? В смерть Христову. Как говорит Святой Апостол Павел: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?” (Рим.6:3) Смерть Господа на кресте становится нашей смертью - которая спасает и освобождает нас для новой жизни.

Мы освобождены от груза прежних грехов, как если бы мы умерли - как сказано в послании к Колоссянам, “Вы умерли со Христом”(Кол. 3:3), или, как переводит это место епископ Кассиан (Безобразов) “Вы были преданы смерти в теле Христа”. Мы, по нашим грехам, заслуживали смерти - и мы умерли, когда Христос умер за нас на Кресте. Теперь мы восстали к новой жизни, в которой старое осуждение больше не имеет над нами власти.

Мы - прежние, со всем, что было  в нашей прошлой жизни, умерли. Как говорит Апостол, “Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха” (Рим.6:4-7)

Благодать Крещения - как и благодать Божия вообще - действует через нашу веру и свободное произволение; мы принимаем решение - и подтверждаем его раз за разом - оставаться мертвыми для греха и живыми для Бога. Как говорит Писание,

“Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности” (Рим.6:11-13)

Как поясняет это Святой Иоанн Златоуст, “Что же значит стать мертвым для греха? Ни в чем более не слушаться греха. Хотя крещение совершило уже сие однажды навсегда, то есть умертвило нас греху; впрочем, мы обязаны непрестанно употреблять все свое усердие, чтобы оставаться в том же состоянии, и, что бы ни приказывал нам грех, не только не повиноваться ему, но даже не трогаться с места, подобно мертвецу” (святой Златоуст).

Иди отомсти! - не могу, я же умер! Иди, предайся злословию! - Как, я же умер! Иди, соверши еще какое беззаконие! - Это невозможно, я мертв! Христианин живет своим Крещением, постоянно оглядываясь на него в принятии повседневных решений.

В крещении мы “облекаемся”, то есть “одеваемся” во Христа, мы пребываем “во Христе”, как говорит Писание, в Нем мы обретаем совершенно новую жизнь - о которой вскоре поговорим подробнее.

 

0
0
Сохранить
Поделиться: