Тема подвига, тема христианского понимания героизма постоянно звучит в выступлениях и проповедях Патриарха Кирилла. Мы предлагаем подборку наиболее ярких высказываний, отражающих его видение героизма в прошлом и настоящем нашей страны.

Героизм должен сопровождать нас каждый день. Мы должны в чем-то ограничивать себя ради других — ради жены или мужа, детей, родителей, ради друзей, ради тех, с кем мы общаемся. Без этого героизма нет подлинной человеческой жизни, а есть только борьба за выживание на биологическом уровне. Способность к самопожертвованию — это и есть героизм, этому и учит Церковь.
Слово после совершения Божественной литургии в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля 22 июня 2014 года

Подвиг в современной жизни люди совершают не потому, что они так научены, а потому что Бог в их сердце вложил некий нравственный закон. Иногда даже дурно воспитанные люди, оказавшись лицом к лицу с великой опасностью, становятся способными совершить подвиг.
Проповедь после совершения Божественной литургии в храме Христа Спасителя 25 января 2015 года

kirill

Без героизма не может быть жизни человеческой, потому что героизм — это пример, это идеал. И как бы ни пытались многие сегодня отвернуться от этого идеала, сказать, что идеалом является что-то другое — богатство, слава, почет, комфортные условия жизни, в глубине народной жизни, в глубине сердца нашего всегда хранится этот образ положительного героя, образ того, кто беззаветно любит страну свою и жизнь свою готов положить за ближних своих.
Слово во время великого освящения храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке 11 октября 2009 года

Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества — это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется иногда, что эта реальность мученичества и исповедничества — она в прошлом, она где-то позади. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не принуждает уйти из Церкви, но сегодня существует во всем мире великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека, без всякого употребления физической силы способны оторвать его от Бога и Церкви и помрачить его жизнь и способность свидетельствовать о Божией правде.
Слово в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, 23 мая 2009 года

Память о героях никогда не должна исчезнуть из жизни народа — вне зависимости от того, стоит ли этот герой с орденами на Красной площади во время парада Победы или покоится здесь, без рук, без ног, в одиночестве и скорби завершив свою жизнь. <…>
Я хорошо помню людей, в память о которых поставлен этот крест. Это люди, получившие тягчайшие увечья в Великой Отечественной войне. Я в жизни своей не видел таких уродств. Многие из них не имели рук и ног, но более всего, наверное, они испытывали муки от того, что Родина, за свободу которой они отдали свое здоровье и даже свою жизнь, не сочла возможным сделать ничего лучшего, как отправить их сюда, на этот холодный остров, подальше от общества победителей...
Слово на открытии мемориала памяти воинов Великой Отечественной войны, проживавших и умерших на Валааме в доме-интернате для инвалидов, 10 июля 2011 года

Для народа не должно быть умерших героев — они все должны жить в нашей памяти. Если народ помнит о героях, если герои живут в народной памяти, то тогда сам народ сохраняется. <...>
Совершенно особым явлением нашей жизни является присутствие ветеранов. Ведь ветераны — это живые герои; это <...> те, кто прошел суровыми дорогами войны, кто смотрел в глаза смерти, кто пережил эти страшные испытания, о которых люди, родившиеся после войны, не имеют даже представления. Вот этот тяжелейший личный опыт сегодня является драгоценным наследием для всех нас, особенно для молодежи, для тех людей, которые родились и выросли в новых, достаточно комфортных условиях.
Выступление в храме Христа Спасителя на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны 4 мая 2010 года

По воспоминаниям участников тех событий (войны 1812 г. — Ред.), все они — от офицеров-дворян до партизан-крестьян, видели себя не только защитниками страны, но и защитниками веры, и даже веры в первую очередь. Сословные разделения, глубокие различия между народной и дворянской культурой — все отошло на второй план перед лицом общей угрозы; все осознали себя православными русскими людьми. <…>
Увы, есть сегодня и таковые, кто без почтения относится не только к слову «вера», но и к слову «Отечество». Психологически и идейно они ближе к тем детям революции, которые вторглись в наши пределы, чем к тем детям России, которые дали им отпор. Все это — свидетельство духовной немощи. И эту немощь возможно уврачевать, если мы будем помнить о героических страницах прошлого, чувствовать свою сопричастность великому наследию наших предков и ощущать себя продолжателями их трудов.
Важно помнить и о том уроке истории, который нам преподнесла война с Наполеоном, о подвиге тех, кто тогда не пожалел себя ради спасения России. Как говорил святитель Филарет, герои 1812 года «искупили кровью для потомков те блага, которые кровью купили для них предки».
Из Послания Святейшего Патриарха Кирилла к 200-летию Отечественной войны 1812 года

Во всей нашей истории и культуре, во всей древней и классической русской литературе положительным героем является тот, кто живет по иной логике, кто помогает людям и, что самое главное, способен пожертвовать своей жизнью. А разве может человек, который ни во что не верит, отдать свою жизнь? Наше почитание героев, наша способность совершить подвиг, способность отдать жизнь за родину — ярчайшее свидетельство того, что человек бессмертен, потому что только в том случае, если человек бессмертен, всё обретает смысл: и жизнь, и подвиг, и физическая смерть за родину и за своих ближних.
Слово после возложения венка к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в подмосковном городе Дмитрове 24 августа 2014 года

0
0
Сохранить
Поделиться: