Одиночество и Рождество

О празднике, горечи и надежде

Волхвы пришли.
Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.

У  поэта Иосифа Бродского была замечательная традиция – несколько лет подряд в канун Рождества Христова он сочинял «стишки» (как он сам их называл), посвященные этому событию. Сам Бродский называл себя неверующим и говорил, что если бы он мог выбирать религию,  то скорее стал кальвинистом — человеком, который отвечает за свои  поступки лишь перед Богом.

Однако, получилось так, что именно лауреату  Нобелевской премии по литературе удалось очень  точно выразить в стихах то ощущение, которое делает Рождество любимым праздником для многих христиан. Разумеется, дело не в  долгих каникулах и подарках (хотя и это очень приятно), а в том, что это, наверное, единственное  евангельское событие, в котором Бог предстает столь беззащитным.

Вся земная жизнь у Богочеловека еще впереди,  пока он просто  Младенец, родившийся в  неудачное время. За почти две тысячи лет,  мы, христиане, привыкли праздновать Рождество, и поэтому, возможно, недостаточно задумываемся о том, что же произошло в этот день.

Митрополит Антоний Сурожский  говорил о Страстной пятнице, что мы стали воспринимать  трагичные события человеческой истории как красивый спектакль. Убаюканные красивыми словами славянского богослужения, мы забываем о том, что  обстоятельства рождения Богомладенца были страшными. Октавиан Август проводил перепись населения, тысячи людей  поневоле вернулись в  те города и села, где они были «прописаны». Привычный уклад жизни был нарушен, и  среди этой толпы бедняков, перемещавшихся не по своей воле по Римской империи,   оказались   Богоматерь с Иосифом Обручником, которых никто не воспринимал как святых.  Зато они были очень похожи на надоедливых попрошаек, звонящих в дверь квартиры и просящих  хлеба, денег или одежду.

В наши дни немногие откроют дверь таким людям, и уж совсем невозможно представить себе, что кто-то пустил в свой дом незнакомого мужчину с беременной женой, чтобы она могла разрешиться от бремени. В лучшем случае вызовут «Скорую помощь», так что ясли и вертеп – это не светлые, а страшные символы обыденного человеческого равнодушия, с которым периодически сталкивается каждый из нас. С самого момента вхождения в наш мир Христос не искал «легких путей». Именно поэтому мы можем верить, что Он понимает житейские проблемы и трудности каждого человека, обращающегося к Нему с молитвой.

У меня есть и личный повод очень любить Рождество. Почти 5 лет назад  в конце декабря –начале января я окончательно влюбился в девушку, ставшую затем моей женой. Самая светлая Рождественская служба в моей жизни состоялась в 2008 году. На костылях я пришел в переполненный маленький храм  неподалеку от дома, мне дали какую-то табуретку, я отсидел службу, вернулся домой и…. в три часа ночи в квартире лопнул водяной шланг на газовой колонке. Впервые в жизни мы затопили соседей.

Дальше все происходило как в святочном рассказе – быстро приехали слесари и поставили заглушку,  соседи не согласились взять от нас деньги в качестве возмещения убытков. В общем, в Рождественскую ночь  на Земле действительно происходят чудеса.

Каждый из читателей этой колонки, наверняка, сможет вспомнить и свои «святочные» рассказы, произошедшие накануне Дня прихода в мир Спасителя, но это еще не самое интересное – 7 января  многие из нас пойдут в храмы или будут встречать Святую ночь дома в кругу семьи. У всех будут свои ожидания и ассоциации, но нас  объединит одно светлое чувство – радость встречи со Христом.  Однако к нему будет примешиваться и горечь той трагедии, о которой прекрасно сказал митрополит Антоний  (Блум): «По сей день – увы! – в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но человеческой злобой: ставших чужими, потому что люди, другие люди из своего сердца и из своей судьбы их исключили. Одиночество – страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа».

Я не буду призывать читателей колонки помогать обездоленным, поскольку не имею на это права. Но я очень надеюсь, что в честь Рождества мы постараемся сделать так, чтобы наша семья и друзья не чувствовали одиночества. Если нам, христианам, удастся на день, месяц или даже на целый год подарить хотя бы самым близким людям чувство нужности, любви и востребованности, то возможно уже на следующее Рождество найдется дверь, куда сможет войти и чужой человек, нуждающийся в помощи и поддержке.  Если это произойдет, то стихотворное пожелание Вергилия другу, написанное за несколько лет (!) до рождения Христа:

Ты одна, Лукина, рожденью младенца, с которым
Канет железный век, и племя взойдет золотое,
Чистая, светишь улыбкой

наконец-то осуществится, и на место железному веку придет менее жестокая эпоха.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Январь 6, 2013 0:35

    «Убаюканные красивыми словами славянского Богослужения..»*
    Нет, сударь, отнюдь, не «убаюканные»! Ибо Господь и есть Любовь!
    Очень Желаю Вам ЭТО, все-таки, рано или поздно, Но понять в Душе!
    Счастья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.