28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост — время ожидания светлого праздника Рождества Христова. Мы предлагаем начать создавать праздничную атмосферу прямо сейчас. А поможет в этом специальный Рождественский адвент-календарь «Фомы». Каждый день вас ждет новый подарок от нас и наших друзей.
Сегодня (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) хочет познакомить вас с несколькими терминами, которые касаются технической стороны иконописания. На первый взгляд, слова могут показаться удивительными и необычными. Давайте вместе разбираться, что они означают!
Муштабель
Легкая палочка из крепкой древесины (дуб, бук и т.д.) с шаровидным окончанием — она является опорой для правой руки художника. Муштабель держат левой рукой, а закругленным концом опирают его о поверхность иконы. Он даёт опору руке и возможность работать несколько часов, не повредив икону или роспись касаниями руки.
Лампе́мзель
...или «Лапка» Сусальное золото тонкое и хрупкое, руками его не взять. Для этого в арсенале иконописца есть очень широкая кисть из волосков беличьего хвоста, которой художник аккуратно приподнимает лист сусального золота и накладывает его на подготовленную для золочения поверхность. Эта кисть по форме напоминает широко раскрытый веер.
Курант
Это инструмент, с помощью которого художник готовит краску для написания иконы. По форме это конус, выточенный из твердого камня или мрамора, стекла или фарфора. Им перетирают и смешивают сухой минеральный порошок (который придаёт краске цвет), вместе с яичной эмульсией (жидкостью на основе яичного желтка) на плоской каменной плите или куске толстого стекла.
«Слухи»
...или Тороки Лента, похожая на античную диадему. На иконах она проходит над головой, а ее концы развеваются у висков и ушей. Эти ленты иконописцы рисуют на головах ангелов. Они — символ того, что ангелы слышат Бога и исполняют Его волю.
Вохрение
Старорусское название процесса, при котором используется «вохра» или охра. Эту краску иконописцы наносят в несколько слоев, когда пишут лик, кисти рук и стопы.
Чесночный сок
«Зачем иконописцу чесночный сок?!» — спросите вы. Ответ есть! «Чесночное зелье» отжимается из размельченных долек чеснока. В иконописи сок чеснока используется как клейкая масса для наложения листов сусального золота или серебра на иконную доску (если сусальное золото или серебро наносятся тонкими штрихами для украшения одежд Святых, то такая техника называется «асист»).
Дарья Смирнова — художник-иконописец, монументалист. Она закончила факультет монументально-декоративной живописи МГХПА им. Строганова в 2016 году. В том же году начался ее творческий путь в «Мастерских Андрея Анисимова», где она разрабатывала проекты внешнего и внутреннего убранства храмов, эскизы для росписей, мозаик и белокаменной резьбы. Дарья работала в составе художников Гильдии Храмоздателей, сама расписывала часовню, делала эскизы к деревянным и каменным иконостасам, занималась росписью по перламутру.
Со временем она перешла от монументальной живописи к сакральной миниатюре — иконе. Теперь Дарья создает неповторимые Образы на камне.