Разговорились как-то с приятелем на тему религии. Он сам – неверующий человек, но честный, добросовестный, надежный во всем, и вообще – очень симпатичный. И вот он спрашивал меня о разных аспектах моей жизни, внимательно слушал, обдумывал услышанное. А после сказал: "Знаешь, вот честно – не вижу какой-то особой, принципиальной разницы. Ну, разве что – детей у тебя четверо, а у меня один. В остальном – всё примерно то же самое. Только у тебя мотивация другая – ты ради Бога стараешься быть честным, добрым, внимательным к другим людям. А я делаю это же просто потому, что считаю это естественным для себя. Мне так проще жить самому. Так что, в итоге у нас на выходе – одно и то же. Просто разные мотивы у одного и того же поведения".

Помню, я тогда серьезно задумался над сказанным. Ведь тут действительно есть над чем подумать. Если у верующего и неверующего поведение примерно одинаковое, то в чем же разница между ними?

И подумалось мне вот о чем. В рассуждении о Боге и верующие, и неверующие люди часто делают одну и ту же ошибку. Вернее сказать, не ошибку даже, а очень сильное упрощение. И те, и другие порой мыслят отношения человека и Бога исключительно в категориях воздаяния по заслугам. Ну, в том смысле, что верующие на такое воздаяние надеются, а неверующие предполагают его чисто теоретически. И на этом уровне понимания, действительно, вряд ли можно найти существенные различия между верующим, живущим по заповедям Евангелия, и, скажем так, праведно живущим атеистом. Ну правда ведь – за одни и те же дела всем полагается или одна и та же награда, или одно и то же наказание. Независимо от того, кто во что верил, или не верил. Это самая элементарная справедливость, и отрицать ее в Боге было бы наивно и бессмысленно.

Но как-то очень уж эти отношения напоминают торговлю. Причем, не обычную даже, а такую… суперсовременную. Через интернет. Когда покупатель не только не видит продавца в лицо, но и не нуждается в этом вовсе. Денежку перевел на указанный счет, посылку на почте получил, и – адью! Все довольны, все при своем интересе.

Но в том и дело, что Богу не нужны наши «денежки» в виде добрых поступков, или исполненных заповедей. Ему нужны мы сами. Сердце наше любящее, ум наш к Нему устремленный. И опять же – не потому, чтобы Он в этом нуждался. У Бога и без нас все хорошо. А вот нам без Него приходится туго. И если в этой жизни еще можно как-то игнорировать Его бытие, отвлекаясь и развлекаясь различными здешними интересностями, то что же будем делать после смерти, когда Бог окажется единственной доступной нам реальностью?

Это примерно то же самое, как если бы у мамы было два сына, еще в юности уехавших из родного дома в далекие края. Оба не видели ее много-много лет, оба регулярно высылали ей денежные переводы и посылки с гостинцами. Но один при этом еще и звонил ей каждый день по телефону, разговаривал с ней, слал письма и фотографии, делился печалями и радостями, просил писать в ответ. Другой же ограничивался лишь материальной помощью, и давно уже забыл, как звучит мамин голос. А на просьбы брата позвонить маме отвечал, что, мол, отстань, брат, я помогаю ей не меньше твоего, не грузи меня своей старомодной лирикой.

И вот, спустя годы оба брата однажды вместе приехали в родной дом. И оказалось вдруг, что у мамы – шикарная пенсия, она всем обеспечена, и вообще - ведет успешный бизнес, несмотря на возраст. А все их денежные переводы ей были вовсе не нужны. Поэтому она все эти годы откладывала присланные ими деньги на накопительный счет, который открыла на их имена.

И теперь каждый из них оказался обладателем солидного капитала. Все – ровно, все – по справедливости: одинаково слали, одинаково и получили. Но будут ли они одинаково счастливы встрече с мамой? Не станет ли она мучительным испытанием для второго брата? Не убежит ли он из родительского дома куда глаза глядят при виде чужой радости, ставшей для него обличением и казнью?

Вот такие мысли пришли мне на ум после того разговора с приятелем. Можно ради себя, а не ради Бога делать все то же самое, что и верующие люди. И получить то же воздаяние, что и они (ведь и верующие тоже неглупые, они тоже понимают, что праведная жизнь уже сама по себе – награда). Но вот что будет испытывать такой неверующий праведник, когда предстанет перед Богом, существование которого он отрицал всю свою земную жизнь? Скажет Ему, что мол, так и так - творил добро ради своего удобства, ну а Ты, Господи, уж извини, был мне как-то не очень интересен?

Да, добрые дела верующих и неверующих людей могут быть совершенно одинаковы. Но только христиане (в отличие от атеистов) хорошо знают, что цена этому добру в очах Божьих совсем невелика: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. И стараются следовать ему ради того, чтобы еще здесь, в земной своей жизни научиться любить Того, Кто ради их спасения дал Себя распять на кресте. Потому что далеко не все в этой жизни можно оценить количеством денег, добрых дел, и исполненных заповедей.

 

На заставке фрагмент фото Matúš Benian/www.flickr.com

4
0
Сохранить
Поделиться: