В Государственном историческом музее прошла выставка, посвященная горе Афон, примечательная попыткой использовать в ней элементы современного концептуального искусства. Одна из основных ее достопримечательностей — стеклянная инсталляция в центре зала — макет самой Святой Горы, созданный из реальной афонской земли.
По мнению научного руководителя выставки и автора ее концепции, историка искусства и византолога Алексея Лидова— это выставка не предметов, не артефактов, а уникального сакрального пространства, переданного через совокупность самых разных образов, художественных предметов, световых и звуковых эффектов. Инсталляция сделана в духе современного искусства из стеклянных кубов, но в этих кубах находится реальная святая земля с Афона, почти 2 тонны. Организаторы выставки стремились к тому, чтобы художественное и сакральное существовали нераздельно, как в средневековой традиции. Древняя паломническая практика перенесения святой земли была передана языком современного искусства. Эту инсталляцию можно рассматривать как современное произведение концептуального искусства. Но при этом это не только технология и форма, но и иконический образ с древними духовными смыслами. Принципиально не было задумки создавать муляжей и стилизаций, старались избежать внешней имитации древней традиции — она достойна того, чтобы быть рассказанной современном людям на современном языке. Через соединение древней духовной традиции и современного способа мышления можно достигнуть удивительных результатов.
Святая гора известна своим большим количеством растений, общее число которых достигает 1500 видов, что равно флоре всей Скандинавии. На выставке были представлены некоторые из этих растений. Все они были помещены под пресс, что позволяло сохранить их естественный вид.
На выставке представлены слайды с прекрасными видами монастырей Афона. Фотографии отражают самые разные стороны жизни Афона с 1848 года, когда мировая фотография только начиналась, до 1963 -го — года 1000-летия Святой Горы. По словам Алексея Лидова, в XIX веке Афон стал столицей фотографии на Балканах. Здесь располагалась одна из наиболее современных фотолабораторий того времени, которой активно пользовались монахи-святогорцы.
— Мы осознали всю значимость выставки, когда через несколько дней после открытия решили снять загородки вокруг инсталляции, — говорит Алексей Лидов. — Я увидел ту радость и почти восторг, которые испытали посетительницы выставки, когда им удалось ладонями притронуться к афонской земле. Все вдруг показалось вторичным на фоне этого сильнейшего переживания от возможности приобщения к святыне.